Поиски дерева сефирот в алхимии

  На сайте http://oto.ru в разделе каббала есть весьма занятная статья: "Алхимия и Каббала. История одного символа" (хотя при переходе по ссылке статья, оказывается, называется «Между Юнгом и Кроули»). Ее автор «Брат Атон» помимо всего прочего «обнаружил» на гравюре из книги Либавия изображающей процесс Великого Делания каббалистическое дерево сефирот. Вот как это преподносится:

  «Возникает два вопроса – во-первых, можем ли мы найти символ спонтанно порожденный психикой человека, не подозревающего о существовании Каббалы, а во-вторых, насколько кабалистический символизм близок Юнгу. На второй вопрос думаю, вам ответит следующая цитата: «монада – это первоначальное единство, которое снова, (на новом уровне) возникает в числе десять». Десятеричная система разворачивания цикла, представленная Древом жизни, по достоинству оценена Юнгом в этой цитате. В качестве ответа на второй вопрос, имеет смысл привести одну занятную алхимическую иллюстрацию, символика, расположение и порядок образов которой поразительным образом повторяют структуру древа. Она взята из книги известного немецкого врача и алхимика Либавия».

  Вероятно, имеется в виду, что ответом на первый вопрос (а не на второй – просто описка) будет гравюра Либавия. Классика жанра. Автор прекрасно понимает и сам признает, что алхимическая гравюра не имеет никакого отношения к каббале и в то же время утверждает - символика «дерева сефирот» поразительно в ней отражена. Далее идя по проторенной коллегами дорожке, он начинает искать в гравюре то, чего там просто нет и конечно «находит». Сам ход рассуждений - банальный пример того, как пытаются впихнуть «великую каббалу» в алхимию. Рассмотрим по порядку все эти притязания - они помогут лучше понять всю каббалистическую кухню подтасовок и фальсификаций:

  «Начнем проводить сравнения снизу, из точки восхождения. Четырехугольник, на котором установлен весь процесс, несомненно, символизирует Малкут, или обычное земное бытие. На правильность соотнесения «А» и малкута, указывает однозначный комментарий Юнга: А Пьедестал или основание = земля».

  Начнем. Несложно заметить, что рядом с алхимическими символами на этой гравюре есть буквы (A, B, C, D, E, F…) каждая буква (всего их двадцать пять) служит номером комментария к символу. Полный список комментариев можно найти в книге Пуассона «Теории и символы алхимиков». Читаем комментарий к букве «A».
 A – пьедестал, символизирующий землю.
 Посмотрим на основные соответствия сефирот:

 1. Кетер – корона – Перводвигатель
 2. Хохма – мудрость – сфера зодиака или неподвижных звезд
 3. Бина – понимание – сфера Сатурна
 4. Хесед – милосердие – сфера Юпитера
 5. Гебура – строгость – сфера Марса
 6. Тиферет – красота – сфера Солнца
 7. Нецах – победа – сфера Венеры
 8. Ход – великолепие – сфера Меркурия
 9. Йесод – основание – сфера Луны
 10. Малкут – царство – сфера элементов (огонь, воздух, вода и земля)

  Хорошо видно, что единственное, на что могут всерьез претендовать каббалисты это ивритские названия сефирот (кетер, бина и т.д.). Все остальное даже само название сефирот (не что иное, как искаженное сфера) списано у греков. Это пифагорейское учение о декаде (из него 10 сефирот - сфер) и физика Аристотеля: сферы перводвигателя, зодиака, планет и элементов. Все скопировано один к одному.
 По Аристотелю в центре мира находится неподвижная земля, вокруг которой расположены три остальные материальные стихии: вода воздух и огонь. Каббалисты при всем желании не смогли бы впихнуть каждый элемент в отдельную сферу, поэтому объединили их в одну – малкут. В противном случае сефирот было бы не десять, а тринадцать. Учение Аристотеля о четырех элементах (стихиях) в алхимии имеет очень важное значение. Именно оно и служит пьедесталом, на котором строится алхимическая работа. Но никак не каббала.

  «Начав внимательно изучать иллюстрацию снизу, мы видим четырехглавого дракона астрального света, чьи четыре головы символизирует власть четырех стихий. Астральный план классически соотносится с сфирой Йесод, как дракон астрального света».
 Два титана по бокам символизирует те самые слепые силы природы, которые адепт обуздывает по мере прохождение сфиры Йесод».

  Вот здесь начинается фальсификация. Посмотрим комментарий к символу под буквой «C».
 C – четырехглавый дракон, из дыхания которого рождается поверхность сферы.
 Сефира йесод - сфера Луны, а все стихии по «каббале» должны остаться в сфере малкут. Но разве такая мелочь может остановить каббалиста? Да какая разница, что дракон стоит на пьедестале, что у него четыре головы и все это символика четырех стихий. Нужно только обозвать алхимического дракона – драконом астрального света и все. А астральный план это уже сефера йесод. Атласы поддерживающие сферу сразу становятся слепыми силами природы которые обуздывает адепт по прохождении сеферы йесод.

  «Далее по бокам находятся два зверя – зеленый лев и оранжевый дракон, (к сожалению цвета, не представлены на иллюстрации). Цвет сфиры Нецах – зеленый, а цвет ход – оранжевый, и они находятся в точности друг против друга».

  Грубая подтасовка. Сефера нецах – Венера, ход – Меркурий. Их «наличие» выводится из цвета льва и дракона. Немного о цвете приписываемом сефиротам. В книге Кроули 777 каждой сефире соответствует четыре шкалы цветов. Вот цитата классика оккультизма:

  «Четыре цветовые шкалы можно использовать как угодно. Единственное, что надо запомнить – это соответствия с Тетраграмматоном. Цвета сфирот даются из Шкалы Короля, цвета путей из Шкалы Королевы, в соответствии с общим законом равновесия».
 Алистер Кроули 777. Каббала Алистера Кроули М. 2003. стр. 212
 Приведем шкалу цветов сефирот короля, о которой говорит Кроули:

 1 Сияние
 2 Чистый мягкий синий
 3 Малиновый
 4 Темно-фиолетовый
 5 Оранжевый
 6 Светло-розовый
 7 Янтарный
 8 Фиолетово-пурпурный
 9 Индиго
 10 Желтый

  Там же стр.132

  Нецах и ход седьмая и восьмая сефироты. Вообще система каббалистических соответствий цветов крайне запутана и противоречива. Так Кроули в комментариях к таблицам приводит отдельно в соответствиях цветов для каждой «шкалы» Цвета стихий, планет и зодиака. Если посмотреть на дополнения к шкале короля:

 Юпитер – фиолетовый
 Марс – красный
 Сатурн – темно-синий
 Луна – голубой
 Венера – зеленый
 Меркурий – желтый
 Солнце - оранжевый

  Там же стр. 200

  Тоже не сходится. Откуда же взять зеленый и оранжевый цвет? Конечно «притянуть за уши» из другой строчки – шкалы цветов королевы:

 1 Белое сияние
 2 Серый
 3 Черный
 4 Синий
 5 Алый красный
 6 Желтый (золотой)
 7 Изумрудный
 8 Оранжевый
 9 Фиолетовый
 10 Лимонный, оливковый. Красновато-коричневый и черный

  Полное совпадение только:

   «Эта шкала (цветов королевы) является описанием 32 путей в том виде, в каком они наблюдаются в Природе.
 …
 7. Нецах. Изумрудный – смесь Хесед и Тиферет. Также это цвет Венеры.
 8. Ход. Оранжевый – смесь Тиферет и Гебура».

 Там же стр. 203

   «Выше изображена фигура, к которой прикованы эти звери, которая без каких либо сомнений может быть соотнесена путем Самех, связывающим Тифарет и Йесод. Андрогинная фигура Меркурия уравновешивает противоположности зеленого льва и оранжевого дракона. Этот образ напрямую отсылает нас к символике четырнадцатого Аркана Таро, Искусство».

  А это уже из серии хоть и не клеится, все равно хоть как, но прилепим.
 D – Меркурий, держащий серебряную цепь, к которой привязаны два лежащих животных.
 E – зеленый лев
 F – одноголовый дракон E и F оба обозначают одно и то же – жидкий меркурий, который является material prima камня.
 Путь самех связывает сефироты тиферет и йесод на дереве вертикально, а Меркурий на гравюре, если гипотетически принять его за путь, а дракона и льва за сефироты (ход и нецах) горизонтально. И это не самех, а получается все пе. С одной стороны это более логично, но тогда не получится прицепить еще и карту таро под номером 14 «Умеренность» поскольку «Башня» и фигура Меркурия, как ни крути, сильно немного непохожи. Подобный максимализм в поисках каббалистических смыслов обычно приводит к еще большему процентному содержанию ерунды в писаниях о великой каббале с 99 до полновесных 100%.

  «Сфире Тифарет соответствует находящаяся точно в центре голова, волосы которой напоминают солнечные лучи. Он направляет дыхание жизни их верхних уровней иерархии к нижним и находится точно в центре изображения».
 Классическая инсинуация. Как доказательство наличия сефиры тиферет на алхимической гравюре выступает геометрическое расположение символа (точно в центре). И не суть важно, что данный символ означает.
 I – рисунок ветра, испускающего дыхание духа (spiritus) в море, лежащее внизу.
 Подход адептов «великой каббалы» в данном вопросе бескомпромиссен - если по схеме дерева в этом месте должна быть сефира тиферет то она там будет, не смотря, ни на что. Вот и приходится утверждать, что волосы ветра напоминают солнечные лучи. Это надо же быть такого низкого мнения о тех, кто будет читать всю эту ерунду. Можно подумать никто тучу на небе никогда не видел.

  «Чуть выше по обе стороны от него изображены две фигуры – орел и лев. Комментарии Юнга указывают, что лев из брюха которого льется кровь красного цвета, что дает право соотнести его с красной серой или сфирой Марса Гебура. Орел – птица, соответствующая Юпитеру, находится точно напротив него, как и должно быть на Древе, и соответствует сфире Хесед».

  Что изображено:
 G – трехголовый серебряный дракон, две головы которого склонены, а третья изрыгает белую воду, или жидкий меркурий, в мор, обозначенное буквой H
 K – рисунок красного льва с красной кровью, стекающей из его груди в море под ним, так как море должно быть окрашено, как если бы оно было смесью серебра и золота или белого и красного.
 О праве соотнести красного льва и трехглавого орла с сефиротами. Опять занятие любимым делом – тасуем колоду каббалистических соответствий. Как обычно неудачно. Это в греческой мифологии орел атрибут Юпитера, а в каббале сефире хесед соответствует единорог. К тому же у орла Юпитера никак не три головы. С сефирой гебура тоже прокол процентов на пятьдесят. Сефироту соответствует оранжевый цвет, а вот пути и планете красный.

  «Выше находятся несколько символов, которые парадоксальным образом связаны между собой и обозначают бытие над Пропастью. Это головы черных ворон Нигредо (тьмы, пропасть, иллюзии Хоронзона). Гора «черная внизу и белая вверху», символизирующая гору Абигени над пропастью. Даже начинающий исследователь без труда соотнесет серебряный дождь и море из чистого серебра выше с путем гимель, по которому происходит пересечение пропасти. Черные эфиопы держащие три верхние сфиры, могут быть так же соотнесены с сфирой Даат».

  В огороде бузина, а в Киеве дядька = великая каббала.

  «В сфере, которая находится в точке сфиры Сатурна или Бины, изображен процесс погружения солнца в великое море, что полностью соответствует символизму Бины. Компенсацией является затмение Луны в противоположной сфире – перводвижителе Хокма. В самой верхней точке изображены король и королева, заключившие окончательный брак. Это символ полного и окончательного завершения великого делания может быть легко соотнесен с Кетер источником всего сущего, изначальной точкой, над которой есть только изначальный свет Айн Соф, символизируемый Фениксом. Впрочем, этот является достаточно дискуссионным вопросом, ибо птица вверху изображения может быть так же соотнесена и с Кетер»

  Это уже получается, что сферы с алхимическими символами случайно находится на том месте, где закономерно находятся сефироты бина и хохма, а изображенные внутри сфер алхимические символы полностью соответствуют каббалистическому символизму. Вот до чего доводит восхождение по дереву сефирот. Сначала что-то просто символизирует, потом без сомнений соотносится, затем соответствует и уже точно находится и полностью соответствует. Пора рубить это дерево на корню. Сделать это несложно, поскольку существует несколько вариантов этой алхимической гравюры. Вариант первый рассматривался выше (на нем для удобства сравнения отмечены якобы присутствующие сефироты) рядом второй вариант.

  

  Как видно отличия небольшие но существенные. Сравним оба варианта:

  «Далее по бокам находятся два зверя – зеленый лев и оранжевый дракон, (к сожалению цвета, не представлены на иллюстрации). Цвет сфиры Нецах – зеленый, а цвет ход – оранжевый, и они находятся в точности друг против друга».

  Специально в цвете:

Alchymia, Frankfurt 1606

  И зеленый лев только внизу и дракон пропал, а на его месте лев только желтый. Да и находятся они не друг против друга. Андрогинная фигура Меркурия теперь не отсылает всех к символике четырнадцатого аркана, а отсутствие льва из брюха, которого льется кровь, не дает права соотнести его с сефирой Марса – гебура. Отсутствие на месте орла (улетел, наверное) уже не говорит о наличии сефиры хесед. И так по всей цепочке.

Основная

Hosted by uCoz