Происхождение символа «дерево сефирот»
Будучи знакомым, с каббалой довольно сложно предположить, что ее еврейские адепты могли сами придумать такой сложный символ как «дерево сефирот». Сомневаться в этом заставляет тот очевидный факт, что по своей сути каббала не самостоятельная оккультная традиция, а лишь ее фальсификация. Именно поэтому в ней фактически отсутствует собственная оригинальная символика. Нехватка символов породила такое позорное явление как «иудаизацию» - придумывание «ивритского» происхождения для любой наиболее значимой оккультной символики. Начиная со знаменитой формулы «abracadabra» и заканчивая «деревом сефирот».
Впервые изображение этого «дерева сефирот» появилось на титульном листе каббалистической книги «Portae Lucis» изданной в 1516. Это латинский перевод рукописи "Шаарей Ора" (Врата света) Иосифа Гикатиллы (1248--1323) написанной им предположительно в 1290 году. Гравюра служащая титульным листом (рис. 2), как и перевод, сделаны неким Паулюсом Ричиусом (Paulus Ricius ум. 1541).
Понять, почему в качестве прототипа был использован именно тетрактис не сложно. Во-первых, это логично. Идея сефирот как чисел еврейскими каббалистами заимствована именно у пифагорейцев. Во-вторых, согласно учению пифагорейцев именно в тетрактисе заключен тайный смысл декады – совершенного числа составляющего сумму первых четырех чисел:
Обычная, так сказать – классическая каббалистическая подделка (рис. 4), в которой точки тетрактиса заменены буквами иврита, которые образуют уже тетраграмматон. Четырех буквенное имя еврейского бога Яхве (IHVH).
Дальнейшая «эволюция» дерева сефирот у других каббалистов идет следующим образом:
1. Структура «дерева» несколько меняется. Сефироты группируются в три «колонны».
Попытка «стянуть» понравившийся символ, объявив его своим изобретением, обычно сопровождается искажением формы символа с добавлением некоторых новых элементов. Поэтому в изображении наиболее популярного сейчас в западной магии «дерева сефирот» (рис. 1) узнать символ ставший его прототипом (с которого и срисовали знаменитое каббалистическое дерево) фактически невозможно. Если только не сравнить его с более ранним вариантом (рис.2):
Именно это изображение, судя по расположению сефирот и их связей, и есть самый первый вариант знаменитого каббалистического дерева. Это можно утверждать, поскольку данный рисунок наиболее близок к символу прототипу, узнать в котором пифагорейский тетрактис (рис. 3) не представляет особой сложности. На рисунке хорошо видно, что система «путей» первых шести сфер полностью соответствует связям точек тетрактиса. Особенно если поместить (как на чертеже) шестую сферу на то место где начинается разветвление линий. Еще одно стопроцентное совпадение - число линий соединяющих между собой последние четыре сферы (7, 8, 9 и 10). Их три в тетрактисе и столько же на «дереве». Кроме того, общее число «каббалистических путей» и линий тетрактиса одинаковое – восемнадцать.
1+2+3+4=10
В-третьих, эксперименты в этой области уже были:
Осталось выяснить только одно. Почему точки тетрактиса были сдвинуты именно таким образом, а не иначе. И здесь начинается самое интересное. Автор гравюры как уже было сказано Паулюс Ричиус. Крещеный еврей (Paulus Israelita) приняв христианство, он оспаривал аргументы евреев, против его новой религии опираясь при этом на своеобразно излагаемую каббалу. Он как и Пико Делла Мирандола (1463-1494) находил доказательства христианских догматов в каббале. Собственно это все и объясняет:
Первые пять сфер (сефирот) образуют треугольник – символическое изображение Троицы. Остальные пять – латинский крест. Эти две фигуры составленные из точек пифагорейского тетрактиса и составляют всю «оригинальную» структуру каббалистического «дерева сефирот». И здесь нельзя не оценить своеобразную шутку автора гравюры – еврейский каббалист держит в руках распятие (по сути) и размышляет о свойствах сефирот и соответственно христианской Троицы.
№1 Афанасий Кирхер (1602 — 1680)
№2 Моисей Кордоверо (1522-1570)
№3 Исаак Лурия (1534 -1572)
2. Число «путей» увеличивается до двадцати двух. Все связано с «гениальной» догадкой что «пути» – это буквы иврита. Как описано в «сефер Ецира». Правда там говорится о тридцати двух путях, а не двадцати двух. Хотя как такая мелочь может смущать каббалиста? Прибавили к ним еще для ровного счета десять сефирот. Вот и получилось тридцать два. Но вот договорится где какую букву разместить так и не сумели. Поэтому и такая картинка разная.
3. Появляется одиннадцатая как бы сефира «даат». Ее обычно не помещают на «дереве» и своим происхождением она обязана подмеченному сходству первых трех (не пяти) сефирот с христианской Троицей. Приделав «даат» еврейские каббалисты сделали это сходство не таким явным. И опять же ни одной свежей мысли. Просто дорисовали еще один кружок чуть выше того места, где начинается развилка (в начальном варианте) - на большее как обычно сообразительности не хватило.
Вот такая незатейливая история происхождения такого популярного сейчас в каббале символа «дерева сефирот».