Обратная сторона каббалы

   Чтобы вбить в голову некоторое количество истин, из нее приходится часто выбить такое же количество заблуждений…

  Гельвеций

  Пожалуй из всех существующих оккультных учений самым парадоксальным и скандальным является еврейская каббала. Такую отнюдь нелестную оценку каббала заслужила по праву. Приверженцы, последователи и приемники «древнего» еврейского учения, исходя из своих непомерных амбиций и столь же огромных заблуждений, предъявили очень большие претензии на ведущую роль в эзотерике. Парадокс заключается в том, то что все их притязания хоть и не имеют под собой фактически никаких оснований, несмотря на это все же находят поддержку у некоторых эзотериков. Скандальную окраску каббале придает то, что большинство из амбициозных претензий каббалистов не просто каскад заблуждений, или игра богатого воображения, а явная фальсификация.
  Довольно трудно понять, почему вопреки здравому смыслу (если только не руководствоваться тезисом Тертуллиана: «credo quia absurdum» - верю потому, что это абсурдно) многие последователи тайных знаний до сих пор продолжают считать еврейскую каббалу основой всей западной эзотерической традиции.
  Если называть вещи своими именами, то каббала в ее изначальном еврейском варианте, изложенном в Зогаре и Сефер Ецира просто не может органично существовать в западном оккультизме, не говоря уже о том. чтобы его формировать. Да ее собственно там и нет. Для того чтобы каббала появилась среди оккультных наук, еврейские и не еврейские адепты старательно отредактировали ее по западному образцу. Как неизбежное следствие этого полное избавление западной каббалы от ее «еврейской» наследственности, незначительные следы которой остались только в виде забавной экзотики. В свете этого все притязания еврейских каббалистов на ведущую роль во всем оккультизме просто нелепы. Столь же абсурдны и утверждения нееврейских каббалистов, практикующих западную каббалу о том, что именно еврейская каббала и есть основа всей западной, не только каббалистической, но и вообще эзотерической традиции.
  Для того чтобы не быть голословным в этих утверждениях, можно продемонстрировать их справедливость на конкретном примере. Посмотрим как произошла эволюция каббалы из еврейской в западную и что из этого следует. В качестве примера здесь послужат «знаменитые» каббалистические соответствия.

Часть первая

Каббалистические нелепости

  Все умственные операции сводятся к наблюдению сходств и различий, соответствий и несоответствий, которые различные предметы имеют между собой и по отношению к нам. Безошибочность ума зависит от большей или меньшей степени внимания с какой производятся эти наблюдения.

  Гельвеций

  Довольно много магов увлечены т.н. каббалистическими соответствиями, но мало кто из них задумывается, насколько они корректны и как они вообще появились на свет. А напрасно, ведь благодаря подобной банальной фальсификации еврейскую каббалу собственно и протащили в западную магию. Возможно, у кого-то возникнет вопрос, почему «всеми любимые» каббалистические соответствия названы так неуважительно - фальсификацией. Ответ прост. Как известно из высказываний самих каббалистов, основой всех каббалистических соответствий является еврейский алфавит. Он состоит из 22 букв, каждой из которой придано оккультное значение. Главным каббалистическим текстом, из которого они появились, является Сефер Ецира – книга творения. В ней дано краткое описание всей каббалистической космологии. Благодаря тому, что Сефер Ецира наряду с Зогаром общепризнанна сутью еврейской каббалы, то на основе содержания этого текста можно сделать определенные выводы на сей счет. Чем собственно сейчас и займемся. Для начала посмотрим, какие оккультные соответствия даны буквам иврита в Сефер Ецира.
  Все буквы делятся на три группы. Это матери (3 буквы), двойные (7 букв) и простые (12 букв). Подобное деление определено еврейскими «мудрецами» не столько спецификой произношения этих букв (звуков) по-еврейски, сколько потребностью придать им корректные астрологические соответствия:

  Двенадцать простых – знаки зодиака.
  Семь двойных – планеты.
  Три матери – первоэлементы.

  Рассмотрим теперь подробно астрологические соответствия, приведенные для букв иврита в Сефер Ецира. Причем в том порядке, в каком они даны в каббалистическом оригинале.

  1 А (алеф) – воздух, умеренная погода, грудь.
  2 М (мем) – вода, холод, живот.
  3 Ш (шин) – огнь, тепло, голова.

  Из них были сделаны:

  1 А (алеф) – атмосферный воздух
  2 М (мем) – земля объемлющая сушу и воду
  3 Ш (шин) – небеса

  Планеты:

  1 Б (бет) – мудрость, Луна, понедельник, правый глаз.
  2 Г (гимел) – богатство, Марс, вторник, правое ухо.
  3 Д (далет) – плодородие, Солнце, среда, правая ноздря.
  4 К (коф) – жизнь, Венера, четверг, левый глаз.
  5 П (пей) – сила, Меркурий, пятница, левое ухо.
  6 Р (реш) – покой, Сатурн, суббота, левая ноздря.

  7 Т (тет) – милосердие, Юпитер, воскресенье, рот.

   Знаки зодиака:

  1 Х (хей) – речь, Овен, месяц Нисан, правая нога.
  2 В (вау) – мысль, Телец, месяц Иджар, правая почка.
  3 З (зайн) – движение, Близнецы, месяц Сиван, левая нога.
  4 Х (хет) – зрение, Рак, месяц Таммуз, правая рука.
  5 Т (тет) – слух, Лев, месяц Аб, левая почка.
  6 Ю (июд) – работа, Дева, месяц Элул, левая рука.
  7 Л (ламед) – соитие, Весы, месяц Тишри, желчный пузырь.
  8 Н (нун) – обоняние, Скорпион, месяц Марчешван, тонкий кишечник.
  9 С (самех) – сон, Стрелец, месяц Кислев, желудок.
  10 О (айн) – гнев, Козерог, месяц Тебет, печень.
  11 Ц (цади) – осязание, Водолей, месяц Себат, пищевод.
  12 К (коф) – радость, Рыбы, месяц Адар, селезенка.

  Эти каббалистические соответствия взяты из перевода Сефер Ецира из следующей работы: Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии СПБ 1994 стр. 417-424.
  Даже тот, кто знаком с магией только по книгам о Гарри Поттере, не говоря о тех, кто считает себя практикующим или продвинутым магом, заметит некоторую странность в приведенных выше примерах. Естественно, первое, что бросается в глаза - это необычное соотношение дней недели и планет:

  Если присмотреться еще более пристально, то можно увидеть, что и остальные еврейские каббалистические соответствия отличаются от принятых в западном оккультизме. Три первоэлемента – огонь, воздух и вода вместо четырех – огонь, вода, воздух и земля. Плюс полное несоответствие знакам зодиака оккультной анатомии человека. И это только лежащие на поверхности расхождения, хотя их уже достаточно для конкретных выводов. Посмотрим чем чревато даже такое поверхностное отличие в западной астрологии и тесно связанной с ней магии.
  Немного истории:
  Теория четырех элементов в том виде, в котором она присутствует в традиционной европейской астрологии, магии и алхимии была разработана греческим философом Аристотелем. Согласно ей первоэлементы (огонь, воздух, вода и земля) образованы двумя парами основных состояний – горячего и сухого, влажного и холодного.

  Огонь – сухой и горячий
  Воздух – горячий и влажный
  Вода – влажная и холодная
  Земля – сухая и холодная

  Учение Аристотеля применительно к астрологии впервые использовал Клавдий Птолемей. Данное нововведение Птолемея легло в основу большинства магических соответствий в западной традиции. Птолемей соотнес сущность планет, знаков зодиака и т.д. с четырьмя качествами элементов. На основании свойств первоэлементов и с их помощью им была обоснована мужская и женская природа планет, времена года, стороны света, возрастные периоды и т.д. Вот таблицы только некоторых упомянутых соответствий из «Четверокнижия» Птолемея:

  Тот, кто действительно интересуется корнями оккультных соответствий, знает эту работу и ее значение для западной традиции. Позже маги добавили к системе Птолемея и некоторые другие элементы. Вот далеко не полная таблица магических соответствий:

  Это западная традиция, основа которой в том числе в астрологической работе Птолемея и философии Аристотеля. Теперь почему еврейская каббала просто не может существовать в ее изначальном варианте в западной традиции. Рассмотрим это на приведенных примерах систем соответствий. В Сефер Ецира четко сказано, что во Вселенной есть только три первоэлемента, из которых происходят все вещи:

  «Три Матери во Вселенной (в оригинале еврейские буквы) Sh M A таковы: воздух, вода, огонь. Небеса были созданы из первозданного огня (или эфира) (в оригинале еврейские буквы) Sh; земля, объемлющая моря и сушу, - из первозданной воды (в оригинале еврейские буквы) M; и атмосферный воздух – из воздуха первозданного, или духа (в оригинале еврейские буквы) A, которые установил между ними равновесие. Так появились все вещи».

  Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии СПБ 1994 стр. 420.

  Эти три первоэлемента обладают принципиально иными свойствами и структурой, чем четыре признанные в западном окультизме. Если четыре элемента Аристотеля состоят из двух качественных состояний, то три каббалистических имеют иное строение:

  «Первые три элемента (материнские буквы Sh M A) напоминают весы, на одной чаше – добродетели, на другой - пороки, и язык уравновешивает их».

  Там же стр. 419

  Т.е. использована классическая схема тернера: активный (огонь), пассивный (вода) и нейтральный (воздух) элементы. Система Аристотеля обладает большими преимуществами, кроме того, она значительно гибче и гармоничней. Данный дисбаланс не слишком заметен, если не пытаться внедрить каббалу в западные оккультные науки. В магии и астрологии четыре элемента играют слишком значительную роль, чтобы их можно было «безболезненно» заменить тремя, не вызвав при этом разлад всей системы оккультного знания. Небольшой пример. Четыре стороны света соотносятся с четырьмя первоэлементами, в каббале таких соответствий просто не может быть. Для этого пришлось бы одному первоэлементу соответствовать двум сторонам света. Каббалисты в рамках своего учения нашли выход:

  «10. Таковы десять невыразимых сущностей из Ничего: из духа Живого Бога изошел воздух, из воздуха – вода, из воды – огонь (эфир), из огня – высота и глубина, Восток и Запад, Север и Юг».

  Там же стр. 419

  Т.е. стороны света соответствуют только одному первоэлементу, из которого они произошли - огню. Та же самая ситуация и с сезонами (лето, осень…) вместо четырех – тепло, холод и умеренная погода. Это только маленький пример, но он показателен как тенденция. Эта тенденция четко указывает на то, что система трех каббалистических первоэлементов просто нежизнеспособна в западной магии, астрологии и алхимии без соответствующей корректировки. Если все еще непонятно, то можно взять «Оккультную философию» Агриппы и попробовать вычеркнуть землю из описанной им магической системы соответствий и посмотреть, что из этого получится. Кроме того интересно посмотреть как он выкрутился в этой ситуации. По этому для того чтобы впихнуть еврейскую каббалу в западный оккультизм, изначальное учение «еврейских мудрецов» тщательно отредактировали. Именно по этой причине так много магов и каббалистов пытаются придумать разного рода объяснения, чтобы подтасовать четвертый элемент в «каббалистическую колоду». Огромное стремление подогнать каббалу под западную традицию, а не наоборот недвусмысленно говорит о вторичности и посредственности еврейской каббалы для западного эзотеризма и ее мнимом (фиктивном), а не реальном «величии». Посмотрим теперь на то как абсурдно и нелепо звучат доводы некоторых каббалистов и магов обосновывающих «существование» в еврейском учении четвертого элемента.

  Дион Форчун «Мистическая Каббала»:

   «Существует двенадцать Знаков, семь Планет и четыре Стихии, в сумме двадцать три символа. Как разместить эти символы на двадцати двух Путях? Здесь имеет место другая “хитрость”, разгадывается она просто. Физически все мы находимся в Стихии Земли, поэтому этот символ не появляется на Путях, которые ведут к Невидимому. После этого остаются двадцать два символа, которые вполне подходят и, как можно увидеть после правильного их размещения, полностью согласуются с картами Таро, причем каждая объясняет другую наилучшим образом и дает ключи к эзотерической астрологии и предсказаниям с помощью карт Таро».

  Дион Форчун Мистическая Каббала «София» 2004 стр. 41

   Вот такая маленькая хитрость. Было три элемента – стало четыре. Все предельно просто - три уже есть, один в уме. Итого четыре. Железная логика. Особенно если вспомнить что физически земля, на которой находятся каббалисты, произошла согласно их учению из стихии воды:

  «Небеса были созданы из первозданного огня (или эфира) (в оригинале еврейские буквы) Sh; земля, объемлющая моря и сушу, - из первозданной воды (в оригинале еврейские буквы) M; и атмосферный воздух – из воздуха первозданного, или духа (в оригинале еврейские буквы) A, которые установил между ними равновесие. Так появились все вещи».

  Там же стр. 420

  Хотя кто из подобных авторов обращает внимание на такие «мелочи». Если бы они хоть раз всерьез задумались над этим, то мифов о «великой каббале» и ее «огромной» роли в западном оккультизме никогда бы не возникло. Рассуждения Дион Форчун не особо оригинальные. Некое подобие этой версии есть и в Зогаре:

   «Абба сказал:

   - Давайте начнем обсуждать Писание, ибо время и место благоприятны. Элиезер начал так:

  - Написано: Субботы Мои храните (Лев., гл. 19, с.1. 30). Учтите следующее: Святой Благословенный создал мир в шесть дней. Каждый день явил часть Его трудов и действовал их силой. Но никакие труды не были явлены и сила их не проявлялась до четвертого дня. Первые три дня были нераскрыты и невоспринимаемы, но на четвертый день явились их плоды, и сила каждого произошла снаружи. Огонь, вода и воздух, три предвечных стихии, пребывали в неопределенном положении, их действия еще не стали видимыми, пока их не раскрыла земля и таким образом не сделала познаваемыми дела каждого из них. Вы можете только возразить, что по поводу третьего дня написано: <да произведет земля зелень травную, и произвела земля>. Отвечаю: хотя об этих действиях говорится в описании третьего дня, в действительности они произошли на четвертый, а включено в третий день это было главным образом чтобы показать неразрывное единство творения».

  Блеск

  (Извлечения из книги "Зогар" в переводе Анри Волохонского) рабби Шимон бар Йохай, II в. н.э. Gesamtherstellung Kastner & Callvey, Forstinning, Германия, 1994. http://medsan-er.boom.ru/ID_17_30_15.htm

  Интересный конформизм. Да и сам ход мысли. Но, тем не менее «предвечных стихий» все же три, а не четыре. Приведем еще один пример, который хоть и является вариацией сказанного Дион Форчун, но с интересным отличием. Это цитата из книги Кр'га Современная магия:

  «В соответствии с Сефер Ецира, древнейшим каббалистическим документом, дошедшим до нас, их порядок таков:

ДУХ Господень

ВОЗДУХ, эманирующий из Духа

ВОДА, эманирующая из Воздуха

Часть воды стала ЗЕМЛЕЙ

ОГОНЬ, эманирующий из Воды

  Отметим, что некоторые называют систему, приведенную в Сефер Ецира, трехэлементной: элемент Дух опускается, а элемент Земля не считался самостоятельным, но всего лишь частью элемента Воды. Некоторые поздние каббалистические системы придерживаются взгляда, что элемент Земля - всего лишь комбинация Воздуха, Воды и Огня. В любом случае, даже приняв Землю как вторичный элемент, можно считать ее элементом».

  Дональд Майкл Крэг Современная магия С.П.Б. 1993 стр. 82

  Здесь нужно обратить внимание на следующее – Дион Форчун признает землю как элемент равный трем остальным, Крейг делает допущение, что земля может быть вторичным элементом. Интересно, но непрактично и очень глупо. Согласно Аристотелю все четыре первоэлемента равноценны. И в западной традиции они тоже равны т.к. только все вместе представляют собой гармоничную структуру. Назвать один элемент неравноценным (вторичным) или как посредственное соединение трех так просто нельзя. Этого никогда не сделает тот, кто хоть немного думает к чему это может привести. Конечно, логика в оккультных науках несколько иная, чем в обычном понимании этого слова, но тем не менее. Допустить подобную инсинуацию значит признать три знака в круге зодиака (Телец, Дева и Козерог) вторичными и не равными остальным девяти. Подобное допущение в астрологии не возможно. Это тоже самое, что утверждать – в младших арканах таро только три масти «настоящие», а четвертая масть пентаклей (бубны) находится на вторых ролях и ее только можно считать мастью таро, да и то предположительно. Но это цветочки, ягодки впереди:
  В магии из-за этого мог возникнуть очень большой конфуз. Беднягам гномам, архангелу Уриэлю, одному из херувимов и т.д. нужно еще доказать, что они же такие как все остальные: стихийные духи, архангелы, херувимы и далее по цепочке каббалистических соответствий.
  Глупо? – несомненно. Поэтому почти никто из каббалистов, говоря о каббалистической магии и не вспоминает о том, что в еврейской каббале есть только три первоэлемента. А если и вспоминают, то предпочитают не заострять данную тему (как это делает Крейг), и «проскочить» ее как можно скорее, отделавшись невнятной отговоркой. И тем более не проводить прямых аналогий между двумя системами, просто называя (без всяких на то оснований) уже сложившиеся в западной традиции оккультные соответствия – каббалистическими. Это общепринятая и классическая подтасовка, т.е. просто обман тех, кто незнаком с основами еврейской каббалы.
  Без таких вот «маленьких» хитростей и подтасовок «великая каббала» никогда бы не появилась в западном оккультизме. Та же ситуация и с планетарными соответствиями. Что значит, поменять традиционный порядок планет в соответствующих им дням недели. Данное нововведение полностью изменяет принятую в оккультизме структуру «планетарных» часов. Кроме того, вносит сумятицу в определение благоприятных дней недели для занятия ритуальной магией. И это только минимум из того, что могло бы произойти, если бы каббалисты вздумали настаивать на таком варианте. В общем ситуация похожа на предыдущую, правда с одним отличием. Слишком явное несоответствие породило еще более интересную реакцию.
  Каббалисты стараются не просто оправдать или не заметить данный казус, а иногда и прямо исправить его. Причем по-разному. Начиная от глупых оправданий и заканчивая прямыми изменениями, как в своих комментариях, так и в публикуемых переводах текста Сефер Ецира. Рассмотрим сначала первый вариант:

  «Однако автор должен был знать настоящий порядок соотношений дней с планетами, ключ простой, получаемый, как указывает фигура, при проведении прямы линий между планетами таким образом, что образуете звезда с семью оконечностями. Но он хотел испытать ум своих читателей, согласно изречению: «Ищи, думай, соображай, воображай и установи творение на отведенное ему Творцом место». Читатели не должны также забывать, что основная система трех букв-матерей А М Ш, читаемые по-еврейски, выговариваются наоборот ШМА (схема), что опять-таки доказывает, что ученый каббалист, автор Сефер Иециры, установил схему, а не точное соотношение, даваемое единственно словом А-З-О-Т настоящему ключу, как это доказывает прекрасный аппарат Сент-Ива д'Альвейдра — археометр».

  Папюс Каббала М., 2003 стр. 238

  Опять несоответствие названо загадкой - схемой. Казалось бы, все логично, если не принимать во внимание что правильное соответствие известно не только каждому астрологу, магу, но и простому обывателю из названий дней недели, а не из оккультных трудов, которое «хитроумно» скрывать просто нелепо.
  Второй вариант – изменения в различных вариантах перевода Сефер Ецира. Если сравнить большинство переводов на русский данного каббалистического «шедевра», то можно заметить следующее. Соответствия дням недели планет во многих случаях приводится в разных вариантах. Сравним:


  Перевод из энциклопедии Холла:


  Понедельник - Луна

  Вторник - Марс

  Среда - Солнце

  Четверг - Венера

  Пятница - Меркурий

  Суббота - Сатурн

  Воскресенье - Юпитер


  Перевод Папюса; Папюс Каббала М., 2003 стр. 239


  Понедельник – Марс

  Вторник – Солнце

  Среда – Венера

  Четверг – Меркурий

  Пятница – Луна

  Суббота – Сатурн

  Воскресенье – Юпитер

  


  Перевод Переферковича; там же стр. 319


  Понедельник – Марс

  Вторник – Солнце

  Среда – Венера

  Четверг – Меркурий

  Пятница – Сатурн

  Суббота – Юпитер

  Воскресенье – Луна


  Следующие три перевода взяты из статьи: Е. Бурмистров, М. Эндель "СЕФЕР ЙЕЦИРА" в еврейской и христианской традиции http://oto.ru/cgi/text.pl/cabbala/texts/Sefer.


  Перевод Тантлевского


  Понедельник – Юпитер

  Вторник – Марс

  Среда – Солнце

  Четверг – Венера

  Пятница – Меркурий

  Суббота – Луна

  Воскресенье – Сатурн


  Перевод группы Бней Барух, Израиль


  Понедельник – Луна

  Вторник – Марс

  Среда – Солнце

  Четверг – Венера

  Пятница – Меркурий

  Суббота – Сатурн

  Воскресенье – Юпитер


  Перевод Сефер Ецира "Judaica Rossica", Выпуск.2, Москва, 2002 e. v.


  Данные конкретные соответствия в тексте перевода отсутствуют…

  Очень интересно. Не менее интересно сравнить содержание всех доступных текстов вариантов Сефер Ецира. Но это отдельная тема. Кроме того, каждый, кто действительно интересуется каббалой, может сделать это самостоятельно. Займемся днями недели и планетами. Как видно из приведенных примеров почти все версии отличаются друг от друга. Подобная сумятица привела к тому, что оккультисты стараются их исправить - привести в соответствие с западной системой. Например, дабы не подвергать сомнению каббалистический идеал просто не приводить их конкретную схему. Как в последнем случае. Или просто заново построить схему соответствий в правильном (европейском) порядке как это сделал еврейский астролог и каббалист Джоэл Добин в своей книге Каббалистическая астрология. И как обычно назвать «схему» изначально каббалистической:

  «Буква «бет» символизирует противостояние мудрости и глупости. На Небесах она символизирует Солнце, на Земле — Высоту, во времени — Воскресенье, в человеческом организме — правый глаз.
  Буква «гимель» символизирует противостояние богатства и бедности; Луну; Глубину; Понедельник; правое ухо.
  Буква «далед» символизирует противостояние увеличения и уменьшения; Марс; Восток; Вторник, правую ноздрю.
  Буква «каф» символизирует противостояние жизни и смерти; Меркурий; Запад; Среду; левый глаз.
  Буква «пе» символизирует противостояние владыки и раба; Юпитер; Север; Четверг; левое ухо.
  Буква «реш» символизирует противостояние мира и войны; Венеру; Юг; Пятницу, правую ноздрю.
  Буква «таф» символизирует противостояние красоты и уродства; Сатурн; Центр («священный дворец»; эпицентр бытия); Субботу (Шаббат); рот.
  В этой системе представлены все планеты, известные в то время, и все известные способы измерения времени. Эманации, относящиеся к Земле, определяют пространственные направления: восток, запад, север, юг (стороны света), верх и низ и центр — то место, где находимся мы сами. Последнее ассоциируется с планетой Сатурн (на иврите — «Шабтаи») и символизирует мистика и искателя тайн»
.

  Джоэл Добин Каббалистическая астрология М., 2000 стр. 343

  Кроме того, в этой части текста «Сефер Ецира» есть несколько моментов оставляющих лазейку, для того чтобы поставить под сомнения правильность трактовки. В общем, все каббалисты пользуются именно западной системой (не обращая внимания на еврейские корни), опять же упрямо называя ее изначально каббалистической.
  Еще одним гимном нелепости являются каббалистические соответствия анатомического строения человека знакам зодиака. В европейской астрологии принят следующий порядок:

  

  Овен – голова
  Телец – шея
  Близнецы – плечи и руки
  Рак – легкие
  Лев – сердце и печень
  Дева – живот (верхняя часть)
  Весы – живот (нижняя часть)
  Скорпион – половые органы
  Стрелец – бедра
  Козерог - колени
  Водолей - голени
  Рыбы – ступни
  

  Еврейская каббала, точнее принятые в ней астрологические соответствия в корне отличаются от используемых в арабской или европейской медицинской астрологии. Что делает абсолютно невозможным использовать «еврейскую каббалистическую мудрость» в данной сфере. Нельзя построить медицинский гороскоп больного, поставить диагноз и определить метод лечения, пользуясь инсинуациями из Сефер Ецира т.к. они полностью противоречат всем канонам врачебной астрологии. Конечно, можно по-разному относится к самому факту медицинской астрологии, ее эффективности и т.д. Только медицина того времени во многом строилась именно на оценке влиянии планет, четырех первоэлементов (учение о темпераментах и т.д.) и знаков зодиака на здоровье человека (Гален, Гиппократ, Парацельс и др.). Поэтому можно сразу сказать, что еврейской каббале нечего делать и в данной сфере оккультных наук.
  Что получается - если посмотреть на таблицы каббалистических соответствий современных магов, то собственно из еврейского наследия там можно найти только буквы иврита с их числовыми значениями, да еще еврейские названия сефирот и некоторых сущностей. Конечно, еще и сами таблицы соответствий названы каббалистическими. Вдруг кто не догадается.
  Подведем небольшой итог. На данном примере наглядно показано, что каббала в ее изначальном еврейском варианте даже как простая система соответствий не может существовать в западном оккультизме, без полной переделки под «западный стандарт». Исходя из этого возникает совершенно естественный вопрос, а для чего вообще было нужно что либо переделывать и подгонять. Или еще точнее, зачем западному оккультизму вообще нужна еврейская каббала? Ответом на него может быть еще один не менее уместный в данном контексте вопрос - как возник миф о «великой каббале»?
  Для начала попробуем ответить на первую часть вопроса – зачем?

Часть вторая

Зачем это было нужно?

  … пусть не внушает, будто достоинство халдейской магии исходит и вытекает из Судейской кабалы, ибо на евреев смотрели, как на египетские отбросы, и никто никогда не мог выдумать с какой-либо вероятностью, что египтяне заимствовали какой-либо значительный или незначительный принцип от иудеев.

   Джордано Бруно

  Если смотреть с исторических высот на достижения еврейского народа вплоть до пожалуй 20 века, хотя и с оговорками, то нет никаких свидетельств тому, что евреи дали что-либо оригинальное в какой-либо области. Все, что умел данный народ, это перенимать опыт у своих соседей и очень часто выдавать его за собственное изобретение. Существует множество таких примеров в еврейской литературе, теологии, философии, искусстве и т.д. С каббалой складывается та же самая ситуация. Если обратится к уже упоминавшемуся тексту Сефер Ецира, то несложно заметить, что он фактически полностью сложен из груды элементов заимствованных из разных источников (пифагореизм, неоплатонизм и т.д. см. подробнее «Комментарий к Сефер Ецира»). Зогар тоже не исключение. Не желая признавать этого еврейские каббалисты, исходя из национальных амбиций, и чисто практических целей пытаются до сих пор выдать каббалу за чисто еврейское изобретение. Поэтому все схожие элементы, для придания веса сему учению, объявляются заимствованными конечно же из каббалы, а не наоборот. Кроме того обилие голословных утверждений каббалистов о том, что еврейская каббала самая-самая великая из всех оккультных наук говорит само за себя. Естественно, что дальше утверждений дело пойти не могло, да и сейчас не может. И вот из-за чего. Если посмотреть на то чем стала каббала в наше время, понятно, что особого интереса довольно посредственное еврейское религиозно-мистическое учение, в том виде как оно изложено в Зогаре, вызвать какого-либо интереса в христианском мире не могло. Сама по себе каббала Зогара – это даже не натурфилософское учение, изложенное в Сефер Ецира. Это развернутый мистический религиозно-философской комментарий к Торе – фундаменту иудаизма. Восприятие каббалы Зогара вне исповедования иудаизма бессмысленно для каббалиста. Несмотря на то, что отношение к евреям в христианском мире было различным, мало кто решил бы поменять вероисповедание с христианского на иудейское дабы приобщится к столь невразумительному учению. Здесь же можно упомянуть и то, что отношение к каббале среди самих евреев также было далеко неоднозначным. Многочисленные заимствования привели к тому, что каббалистическое учение сильно отличается от талмудического и входит с ним в явное противоречие. Как показывает история, каббала распространялась в основном в сектах именно по этой причине. Поэтому серьезного интереса к каббале у не евреев практически не возникало. Это ревнителей «величайшей оккультной науки» явно не устраивало. И они старательно пытались пристроить ее, как кукушка, во все сферы оккультного знания. Алхимию, астрологию, магию и т.д.
  Посмотрим как же «раскручивали» интерес к каббале у не евреев на конкретном примере. Начнем с «названого» отца христианской каббалы итальянского философа Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Собственно с этого имени и принято начинать отсчет появления христианской каббалы. Хотя вряд ли сам Пико мог предположить, что удостоится такого «почетного» звания только из-за того, что упомянул каббалу в своей философской системе изложенной им в виде 900 тезисов. Для мыслителя, попытавшегося создать естественную философию, благодаря которой можно было бы снять все противоречия, как в философии, так и в христианской теологии, подобная оценка не что иное как насмешка над трудом всей его жизни. Но об этом не задумываются те, кто использует его имя как доказательство большой роли каббалы в западной эзотерике. Попробуем разобраться, есть ли вообще причины называть Пико христианским каббалистом и приписывать ему такую роль. Для этого обратимся к трактату «Речь о достоинстве человека» являющемуся представлением к участникам публичных дебатов, которые должны были пройти в Риме, по обсуждению уже упомянутых девятисот тезисов.

  «Перехожу к положениям, почерпнутым из древних еврейских мистерий, которые я привел для упрочения священной католической веры и которые, возможно, считают лживыми баснями и вздорной болтовней те, кто не понимает их смысла. Я хочу, чтобы всем было ясно, каковы эти тезисы, откуда проистекают, в какой мере и какими известными авторами подтверждаются, насколько они благочестивы и насколько полезны для защиты нашей религии от дерзкой клеветы евреев».

  Джованни Пико делла Мирандола Речь о достоинстве человека http://www.renaissance.rchgi.spb.ru/Mirandola/opus1.htm

  Как видно из этой цитаты Пико идет от противного. Он использует еврейскую каббалу для защиты христианства от нападок евреев исповедующих иудаизм. Он делает это следующим способом:

  «Вообще у нас с евреями почти не найдется такого спорного вопроса, по которому их нельзя было бы опровергнуть и победить доказательствами из кабалистических книг так, что не останется никакого уголка, в котором они могли бы укрыться».

  Что же увидел Пико в каббалистических трудах, что позволило ему делать такие утверждения:

  «У евреев эти книги пользуются сейчас таким почтением, что никому до сорока лет не разрешается к ним прикасаться. Я приобрел их для себя за немалую цену, перечитывал неустанно, с большим тщанием, и увидел в них — свидетель мне бог — не столько религию Моисея, сколько христианскую. Там я читал то же, что мы ежедневно читаем у Павла, Дионисия, Иеронима" и Августина — о таинстве троицы, о воплощении слова, о божественности мессии, о первородном грехе, об искуплении его Христом, о небесном Иерусалиме, о падении демонов, об ангельских хорах, о чистилище, о воздаяниях ада. В том, что относится к философии, ты прямо слышишь Пифагора и Платона, первоначала которых так связаны с христианской верой, что наш Августин воздал богу огромную благодарность за то, что ему в руки попали книги платоников».

  Там же.

   Интерес к каббале у философа не более чем аргумент в пользу истинности христианской веры как предвечного учения уходящего своими корнями в библейскую историю. Благодаря тому, что философская часть каббалы заимствована из неоплатонизма и пифагореизма, оказавшим большое влияние и на развитие христианства, он без труда находит в ней аргументы против нападок евреев исповедующих иудаизм на учение Христа.
  По этому с иронией можно отнестись к утверждениям о том, что Пико открыл еврейскую каббалу Европе во всей ее полноте. Еще более наивно звучат утверждения, что именно благодаря усилиям этого философа каббалу признали за источник всего западного оккультного знания. Джованни Пико делла Мирандола пытался создать универсальное христианское учение в котором не было бы теологических противоречий, и которое было бы принято всеми в христианском мире. Именно христианское учение лежало в основе его философии, но не как не каббала. Небольшой пример:

  «Самым надежным свидетелем этого я считаю Антония Хроника", чрезвычайно знающего человека, который своими ушами слышал, когда был у него на пиру, как Дактиль Еврей", опытный в этой науке, всецело присоединился к христианскому учению о троице».

  Там же.

  Возможно здесь скрыта ирония над одним из сюжетов «Зогара»:

  «Однажды, - продолжал Шимон, - меня посетил один философ из язычников и спорил со мною так: <Вы говорите, что ваш Бог правит на высотах небес и что все небесные сонмы и легионы не могут к Нему даже приблизиться и места Его не знают. А если так, то этот стих, который говорит, что среди всех мудрецов у язычников и их царей не найдется подобною Ему, не так уж Его и возвышает, ибо что это за особая слава для Него не найти Себе подобных среди бренных людей? И далее вы выводите из стиха <Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей> (Втор. гл. 34, ст. 10), что только в Израиле такого пророка не было, а среди других народов он был. Исходя из этого я убеждаюсь, что только среди языческих мудрецов нет подобного Ему, а среди мудрых Израиля он есть. Если же это так, то Бог, подобие которому имеется среди мудрецов Израиля, не может быть всемогущим. Посмотри на этот стих внимательно, и ты увидишь, что он подтверждает мое заключение>. Я ему отвечал: <То, что ты говоришь, на самом деле верно. Кто воскрешает мертвых? Только Святой Благословенный. Однако Илья и Елисей воскрешали мертвых. Кто заставляет идти дождь? Только Святой Благословенный. Однако Илья удерживал дождь, а потом заставил его падать своей молитвой. Кто создал небо и землю? Святой Благословенный. Однако явился Авраам, и они были твердо установлены для его блага. Кто определяет ход солнца? Никто как лишь Святой Благословенный. Однако пришел Иисус Навин и приказал ему застыть, и оно стояло, ибо написано: <И остановилось солнце, и луна стояла> (Иис., гл. 10, ст. 13). Святой Единственный устанавливает законы, но то же делал и Моисей и его законы исполнялись. Затем Святой Благословенный произносит приговоры, а праведные в Израиле их отменяют, как написано: <владычествуя над страхом Божиим> (2 Цар., гл. 23, ст. 3). И, наконец. Он дал приказание следовать - буквально - Его путями и подражать Ему всеми способами>. Тогда философ отправился в Кфар Шкалим и там перешел в истинную веру. Ему было дано имя Иосе Катина, и он изучал Писание усердно и стал в том месте одним из самых знающих и благочестивых.

  (Извлечения из книги "Зогар" в переводе Анри Волохонского) рабби Шимон бар Йохай, II в. н.э. Gesamtherstellung Kastner & Callvey, Forstinning, Германия, 1994. http://medsan-er.boom.ru/ID_17_30_15.htm

  Ирония над еврейской каббалой дело довольно обычное для философов. Не смотря на большие усилия придать каббале вес, серьезные философы считали ее не более чем мягко говоря недоразумением. Вот например какую оценку получила каббала в «Новой Атлантиде» Френсиса Бекона:

  «Не прошло и шести или семи дней, как я завязал короткое знакомство с одним тамошним купцом по имени Иоабин. Он был евреем и был обрезан; ибо здесь сохранилось несколько еврейских родов, которым предоставляют исповедовать свою веру, с тем большим основанием, что евреи эти весьма отличаются от евреев, населяющих другие страны. Тогда как те ненавидят имя Христово и таят про себя злобу на народы среди которых живут, тамошние евреи, напротив, весьма почитают Спасителя и исполнены любви к народу Бенсалема. Купец о котором я говорю, признавал, что Христос рожден девой и не был обычным человеком; он говорил, что Господь сделал его повелителем серафимов, охраняющих Его престол. А еще они называют Христа Млечным Путем, Илией Мессии и многими другими возвышенными именами, которые, хотя и недостойны его божественного величия, но сильно отличаются от речей других евреев.
  Что касается страны Бенсалем, то человек этот не уставал превозносить ее и, по традиции тамошних евреев, утверждал, что местные жители происходят из колена Аврамова, от другого брата его, называемого ими Нахор; и что нынешние законы Бенсалема происходят от тайных законов, начертанных Моисеем в Каббале; и что когда придет Мессия и воссядет на свой престол в Иерусалиме, король Бенсалема будет сидеть у ног его, тогда как все другие государи станут поодаль. Но, если отбросить все эти иудейские бредни, приятель мой был человеком мудрым, ученым, проницательным и весьма сведущим в обычаях и законах страны»
.

  Френсис Бекон Сочинения в 2-х томах, т-2 Мысль, 1972 Новая Атлантида стр. 509-510

  Какие выводы можно сделать из всего изложенного. Вот наглядный пример того как незначительный интерес у Джованни Пико делла Мирандола к каббале, тут же использовали некоторые энтузиасты. Они назвали его отцом христианской каббалы и стали использовать авторитет философа в своей игре. Прикрываясь его именем они банально повышали рейтинг «раскручиваемой» ими темы. Одно дело просто рассказывать никому не интересную сказку о том, что каббала - еврейское учение столь великое, что ему нет равных. Совсем другое – аргументировать это тем, что именно в каббале, такой известный, влиятельный и авторитетный итальянский философ как Джованни Пико делла Мирандола отыскал подтверждение большинства из своих девятисот тезисов. Из чего следует, что философия такого известного человека очень многим, если не всем обязана древнему еврейскому учению.
  Еще десяток-другой подобных примеров в качестве «неоспоримых» аргументов плюс пару сотен заявлений о том, что из каббалы берут истоки все оккультные учения, вот и появился дутый приоритет каббалы. Кто поверит на слово и не будет разбираться в сути подобных утверддений будут уверенны в том, что именно каббала основа европейского оккультного знания. Хотя бы потому, что так говорят. Если еще проще, то каббала появилась в западном оккультизме, но не в философии, там ей делать вообще нечего, не из-за ее достоинств, как эзотерического учения, а только из-за того, что ее просто «раскрутили». Наивно думать, что «грязные технологии» придумали только в 20 веке. Как наглядно показывает современная и не только, практика раскрутить можно кого угодно и что угодно. Все зависит только от размера вложенных средств. Кроме того подобные «грязные» методы бывают очень эффективными.
  Рождение «оккультной каббалы» в европейском оккультизме очень напоминает сказку про «Голого Короля». Там тоже двое мошенников придя к королю прикинулись ткачами. Выпросив денег на платье они их потратили на себя, а придворным, оценивавшим работу, нагло наплели небылицу о том, что платье волшебное. Оно обладает замечательным свойством. Тот кто не видит его недостоин занимаемого им места. Вот придворные из-за собственной глупости и страха показать перед другими того, что они недостойны своего положения при дворе, поддались на хитрость жуликов. Король тоже испугался признать, что не видит платья, чтобы его не посчитали недостойным быть королем. В результате торжественная процессия во главе которой шел голый король была осмеяна народом из-за того, что маленький мальчик крикнул: - «А король то голый». Королю и одураченной свите осталось только делать вид, что все нормально и возмущаться громко крича: - «Народ ты недостоин быть народом».
  Аналогия вполне очевидная и пояснять ее специально не стоит. Сказка наяву. Только с продолжением. Кроме пустого повторения – каббала величайшая оккультная наука (с вариациями) некоторые западные эзотерики действительно попробовали разобраться в сути проблемы. Как следствие этого пустой миф стал наполнятся содержанием. Естественно, что нееврейским, как было уже наглядно показано, еврейской каббале в западном оккультизме не место. Но сильно подпорченным из-за нежелания отказываться от навязанного стереотипа. Таким образом в оккультную каббалу перешла еврейская «традиция» приписывать еврейские каббалистические или просто каббалистические корни всему, что попадает в поле зрения ее адептов. Таро великолепный пример этого. Карты не имеющие никакого отношения к каббале ни к еврейской ни к оккультной, стали каббалистическими только из-за того, что в конце 18 века граф де Меле соотнес их количество с буквами иврита. Позже эту идею развили граф де Жебелен, Элифас Леви и др.

  Вот и ответ на поставленный вопрос. Теперь в заключении можно привести еще пару тройку характерных примеров того как появилась «оккультная каббала» - самое большое недоразумение в западном эзотеризме.

Часть третья

Рождение мифа

На дурака не нужен нож,

Ему с три короба наврешь,

И делай с ним, что хош.

  Песенка лисы Алисы и кота Базилио

  Для проталкивания каббалы в западный оккультизм ее приверженцы никогда не изобретали велосипед. Они всегда шли проторенной другими дорогой придавая еврейские каббалистические корни всему, что хотели объявить собственным изобретением. Посмотрим как это делалось в магии.

  Вот так появились каббалистические талисманы:
  Все просто, за основу берется образец и с помощью простой замены из обычного магического талисмана получается - каббалистический. Для этого греческие или латинские буквы заменяются еврейскими. Можно для усиления магической мощи вписать цитату (на иврите конечно) из Библии (рис. 1). Еще для пущей убедительности можно взять магический квадрат и заменить числа также еврейскими буквами (рис. 2), придав таким образом магическим квадратам еврейские корни.

рисунок 1

рисунок 2

  Вот так из подручных средств можно соорудить магический каббалистический алфавит:
  Нужно взять тайную масонскую азбуку (рис 3) и вписать в нее буквы иврита (рис 4). Получится каббалистический «волшебный алфавит» Аик Бекар – каббала новой камеры. И с его помощью можно смело лепить подписи демонов (рис. 5).

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 5

  Совсем интересная метаморфоза – превращение известного философа в почитателя каббалистической мудрости:
  Посмотрим как происходила данная массовая метаморфоза с легкой руки Элифаса Леви:

  «Все действительно догматические религии произошли из каббалы и в нее же возвращаются; все научное и грандиозное в религиозных мечтах иллюминатов, Иакова Бэма, Сведенборга, Сен-Мартина и т.д. - занято у каббалы; все масонские ассоциации обязаны ей своими секретами и символами. Только каббала освещает союз между всемирным разумом и божественным Словом; она устанавливает, уравновешивая две на вид противоположные силы, вечные весы бытия; только она примиряет разум с верой, власть со свободой, науку с тайной: она обладает ключами настоящего, прошлого и будущего.
  Чтобы быть посвященным в каббалу, недостаточно прочесть и продумать сочинения Рейхлина, Галатина, Кирхера или Пика Мирандолы; нужно также изучить и понять еврейских писателей из собрания Пистория, в особенности "Сефер Йезирах", затем "философию любви" Леона Еврея; нужно также приступить к великой книге "Зогар", внимательно прочесть в коллекции 1684 года, озаглавленной "Cabbala denudata", трактаты о каббалистической пневматике и "круговороте душ"; затем смело вступить в светоносный мрак всего догматического и аллегорического Талмуда»
.

  Элифас Леви Учение и ритуал высшей магии из сборника Дион форчун Тайное без вымыслов Элифас Леви Учение и ритуал высшей магии «REFL-book» 1994 стр. 229

  Конечно Леви сильно увлекся в своих утверждениях, но тем не менее данная цитата дает полное представление о размерах амбициозных претензий каббалистов. Современные ревнители еврейской каббалы тоже не отстают. Конечно некоторые из упомянутых Леви личностей интересовались каббалой, но в этой компании место далеко не всем.
  Еще пример того как придавали еврейской каббале авторитет: Обычно просто врали, для пущей убедительности. Маленький пример. Достаточно взять в руки книгу Папюс Каббала М., 2003 открыть 7 страницу и начать читать предисловие редактора Переферковича:

  «Перелистайте эту книгу, прочтите оглавление, остановитесь на оригинальных, полных глубокого смысла иллюстрациях и таблицах, пробегите хотя бы глазами любую страницу ее – и на вас пахнет каббалой, пред вами восстанут суровые, подернутые мистической дымкой фигуры Пико-ди-Мирандолы. Франческо Цорци, Парацельса и других средневековых каббалистов, искавших в еврейской каббале ту истину, в которой отказывала им тогдашняя схоластика, наука, впрочем, тоже еврейского происхождения».

  Однако, классический высокопарный каббалистический стиль, но назвать схоластику наукой еврейского происхождения… Конечно тот кто не знает значение этого слова, может еще и поверит. Но ведь не все же такие глупые…

Комментарий к Сефер Ецира Основная Буквенная каббала

Hosted by uCoz