На пороге Вечности

 

  Комментарий к Сефер Ецира

  или с чего начинается...

  еврейская каббала

 

  Одним из двух самых почитаемых каббалистических источников считающихся основой еврейской каббалы является Сефер Ецира – книга творения. Это весьма интересный каббалистический текст. Особый интерес в нем представляет не только его древность (8-9 в.), но и то, что в этом сочинении очень легко проследить идеи и философские концепций, из которых возникает еврейская каббала. В принципе многие говорят о том, что для создания каббалы евреи позаимствовали некоторые элементы из различных философских и религиозных учений, но не рассматривают в частности степень этих заимствований. Это интересная тема и данный комментарии посвящен исключительно рассмотрению того, из каких источников еврейские мудрецы собрали каббалистическую космологию.
  Прежде чем приступить собственно к анализу этого интереснейшего текста и соответственно к комментариям к нему следует прояснить ситуацию со временем написания этого каббалистического источника и авторством. Сразу следует сказать следующее: ни точное время создания Сефер Ецира, ни кто его автор достоверно неизвестно. Наиболее вероятно, что этот текст составлен несколькими компиляторами и существовал в различных вариантах являющихся дополнениями друг друга, которые позже были объединены в один источник. Это произошло приблизительно в 8-9 в. н.э., после чего текст существенно не менялся. Определение даты написания Сефер Ецира весьма важно т.к. с этого момента можно начинать предварительную точку отсчета в существовании каббалы. Поэтому поводу есть довольно много точек зрения и еще больше мифов. Существующую оккультную традицию, относящую время возникновения каббалы от Адама, Авраама или Моисея сразу следует убрать из рассмотрения как не имеющую под собой никаких реальных оснований и соответственно не заслуживающую внимания. Для того чтобы решить все споры по этому поводу достаточно привести всего лишь пару аргументов:
  Еврейский алфавит, рассматриваемый в Сефер Ецира - так называемое квадратное еврейское письмо используется евреями только с 3 века до нашей эры, а все упомянутые выше претенденты на создание каббалы жили и умерли задолго до этого. Мнение довольно многих оккультистов относительно того, что каббала является некой древней наукой лишь сохраненной и переданной евреями необоснованно. Фактически все философские идеи для каббалы взяты из греческой философии, а не являются «отголосками» некого необычайно древнего оккультного предания само существование, которого под большим сомнением. Кроме того, сама суть религиозного учения изложенного в Торе исключает возможность появления каббалы у евреев того времени.
  Некоторые более серьезные исследователи относят время возникновения каббалы, в начало нашей эры, определяя всю существовавшую тогда еврейскую мистику как каббалу. То, что это не так очевидно. Сефер Ецира больше компиляция философских идей греческой философии и христианства, чем просто еврейская мистика, к тому же роль последней в ней незначительна. Посему наиболее вероятно, что время составления этого каббалистического текста не может быть ранее 8 века нашей эры. Именно в 8 веке начинает возникать «еврейская философия» и, скорее всего Сефер Ецира является ее ранним продуктом. Кроме того варианты этого текста стали появляться в только в 9-10 веке.
  Для комментария был выбран один из нескольких переводов на русский Сефер Ецира. Это текст из книги: Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии СПБ 1994 стр. 417-424.

СЕФЕР ЕЦИРА, КНИГА ТВОРЕНИЯ

Глава 1

  «1. Ях, Повелитель Духов, живой Элохим, Царь Вселенной, Всемогущий, Милосердный Благостный Бог, Все Превосходящий, Восседающий на Небе, чье обиталище есть Вечность, Возвышенный и Священнейший, начертал свое имя и сотворил Вселенную в 32 таинственных шага мудрости (науки) тремя Серафимами: Числами, Буквами и Звуками, которые пребывают в Нем, едином и неделимом.
  2. Десять Сефирот (десять свойств Невыразимого Единого) и двадцать две буквы являются Основанием всех вещей. Из этих 22 букв три называются Матерями, семь - Двойными и двенадцать – Простыми».

Комментарий

  Согласно Сефер Ецира Бог творит мир одним начертанием своего имени посредством десяти сефирот (чисел) и 22 букв (звуков) в «32 таинственных шага мудрости». Т.е. десять чисел и 22 буквы являются основанием всех вещей существующих во Вселенной. Проследить какие философские и религиозные идеи легли в основу этой каббалистической мудрости несложно.
  Саму идею творения мира Богом через Слово - имя самого Бога ранние каббалисты позаимствовали из христианства. Вот как она изложена у Иоанна:

  «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
  2 Оно было в начале у Бога.
  3 Все через Него начало быть, что начало быть».

  1 Иоанн. 1-3

  Этот христианский постулат творения мира Богом через произнесение своего имени является отправной точкой в каббалистической космологии. Исходя из нее, строится вся дальнейшая космологическая картина, т.е. - «32 таинственных шага мудрости». Первые 10 (сефироты) довольно логично, происходят из доктрины пифагорейцев выраженной в максиме: «Все есть число». Т.е. мир создан и управляется с помощью чисел. Сефира (сфера) – это фактический аналог (прототип) пифагорейского числа наделенного определенными качествами.
  Пара слов о том, что обозначает само слово сефира (сефирот во множественном числе). Есть довольно много предположений относительно смысла и происхождения этого каббалистического понятия. Его значение рассматривают в зависимости от контекста: как мир, эманацию, уровень сознания и так далее. Наиболее вероятно, что слово сефирот происходит от греческого слова сфера.
  И так десять чисел пифагорейцев становятся каббалистическими свойствами (проявлениями) с помощью которых Бог сотворил мир, а двадцать две буквы иврита - кирпичиками из которых состоит Вселенная. Буквы иврита используются для параллельного обозначения свойств и самих знаков зодиака, планет и первоэлементов. Деление букв на трех матерей, семь двойных и двенадцать простых в каббале обуславливается не столько их мистическими свойствами, сколько простой арифметикой. Двенадцать знаков зодиака плюс семь планет и три первоэлемента – это ровно двадцать два, т.е. количество букв в иврите. Здесь необходимо сделать небольшое уточнение. А именно зачем понадобилось использовать наряду с числами (сефиротами) буквы иврита, ведь пифагорейское учение о числе и без дополнительных элементов позволяет описать мистическую и материальную основу сущего. Дело в том, что Сефер Ецира это сильно искаженное изложение космологического учения пифагорейцев в рамках иудаизма. По этому использование в тексте ссылок на Ветхий Завет, отождествление букв иврита с первоэлементами и появление неклассической системы соответствий по замыслу компиляторов должно было придать тексту еврейские корни. Т.е. считать, что этот текст и все идеи в нем изложенные еврейского происхождения. Это классический метод, очень часто используемый при написании подобных «шедевров».

  «3. Десять чисел (Сефирот) из Ничего аналогичны десяти пальцам на ногах и руках: пять против пяти. В центре между ними Завет с Единым Богом и только Им. В духовном мире это завет голоса (Слово) и в телесном мире – обрезание плоти (обряд Авраама).
  4. Десятка – это число (Сефирот) из Ничего, десять - не девять, Десять - не одиннадцать. Осознай эту великую мудрость, пойми это знание и станешь мудрым. Вникни в эту тайну и размышляй над ней. Рассматривай все эти вещи посредством Сефирот. Отдай слово Его Создателю и веди Создателя снова на Его трон. Он единственный Творец, и нет никого подле Него. Его атрибуты – десятка, и нет им предела.
  5. Десять невыразимых Сефирот имеют десять бесконечностей:
  бесконечное начало и бесконечный конец,
  бесконечное добро и бесконечное зло,
  бесконечная высота и бесконечная глубина,
  бесконечный Восток и бесконечный Запад,
  бесконечный Север и бесконечный Юг,
  и над всеми ними Единый Господь Бог, истинный Царь. Он правит всеми и вся из Своего священного обиталища из века в век».

Комментарий

  Десять сефирот появляются из Ничего. Это единственное положение в данной части текста согласовывающееся с космологической картиной изложенной в Бытии. Все описания свойств сефирот являются повторением пифагорейских представлений о числе. Коротко рассмотрим их. Пифагорейцы считали математические начала за основу сущего. Эти начала рассматривались как сущностные аналоги реально существующих вещей. Для того чтобы объяснить строение мира с помощью чисел они разработали наряду с арифметическим мирообъяснением еще и геометрическое. Т.е. числами определяется не только внутренняя сущность, но и внешняя форма предметов. Единица соответствует точке, двойка – линии, тройка – плоскость и так далее. Так же в теории чисел было установлено полярное различие между четными и нечетными числами. Четные числа кратные двум, они допускают простейшую форму деления – раздвоение, нечетные – противятся ему. Все нечетные числа имеют в себе единицу между равными частями (9=4+1+4). Из-за таких свойств «чет» есть раздвоение, множество, разлад. «Нечет» наоборот внутреннее единство, согласие.
  Все просто - «пять против пяти» это четные и нечетные числа противоположные друг другу. «Завет между ними» и «обрезание» придают этим пифагорейским идеям ветхозаветную древность. Следующие слова относительно размышлений о точном количестве сефирот являются пифагорейской диалектикой декады. Как было сказано выше, числам соответствовали геометрические фигуры. Единица – точка, двойка – линия, тройка – плоскость (треугольник), четверка – пирамида. Т.е. все формы фигур заключаются в божественной декаде 1+2+3+4=10. Есть классическое изображение пифагорейской декады в виде равностороннего треугольника с десятью точками.
   Десять бесконечностей невыразимых сефирот – это своеобразное понимание десяти пифагорейских начал перечисляемых в параллельном порядке:
  предел и беспредельное
  нечет и чет
  единство и множество
  правое и левое
  самец и самка
  покоящееся и движущееся
  прямое и кривое
  свет и тьма
  добро и зло
  квадрат и продолговатый треугольник

  Сходство конечно не полное, но пифагорейский источник в каббалистических свойствах сефирот прослеживается легко.

  «6. Появление десяти сфер (Сефирот) из Ничего было подобно вспышке молнии или искре пламени, и были они без начала и конца. Слово Бога было в них, когда они выходят из Него и когда возвращаются к Нему. Они мчатся по его приказу, как вихрь, и простираются перед Его троном.
  7. Десять Сефирот в конце своем связанны с их началом, а их начала связанны с концами, и связанны они, как пламя с углями, потому что Господь является Высочайшим, и нет другого такого, как Он. Что ты можешь посчитать перед Одним?
  8. О числе (10) сфер существования (Сефирот) из ничего умолчи, замкни уста свои и охрани свое сердце для размышления, а если откроешь рот, произнося слова, и направишь свое сердце к размышлению, управляй ими и вернись к молчанию. Ведь и записано: «И все живые создания убежали и вернулись». Из этой мудрости и состоял Завет нам».

Комментарий

  Классически (согласно мнению еврейских каббалистов) считается, что:

   «Каббала основывает свои попытки проникнуть в эту тайну (творения мира) на тексте Писания. Поскольку Писание – это подлинное Слово Бога, в нем можно найти ответы на все жизненные вопросы и проблемы, включающую и главную тайну мироздания. Ответы на нее основываются на двух местах Библии. Первое – это Бытие 1, где речь идет о сотворении мира как таковом. Другое место – это видение пророка Иезекииля, которому явился сам Господь на небесном троне в окружении своих ангелов (Иезикииль 1)».

  Джоэл Добин Каббалистическая астрология М., 2000 стр. 329-330

  Подобные ссылки на Бытие и видение пророка Иезекииля не случайны. Рассмотрим какое влияние оказали эти видения из Ветхого Завета на данную часть Сефер Ецира:
  Появление сефирот очень схоже с описанием видения пророка Иезекииля. Если выразится точнее, то авторы Сефер Ецира просто заменили в своем изложении библейского сюжета «четырех животных» на сефироты:
  13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.
  14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

  Иез. 1, 13-14.

  Как видно каббалисты по своему подошли к видению пророка, как впрочем и ко всей библейской картине мира. Дальнейший текст источника рассматривает сефироты как последовательное возникновение первоэлементов и собственно формирование Вселенной. Если сравнить космологическую картину из Бытия с описанной далее, то не сложно заметить что, не смотря на заявления каббалистов эти две версии творения мира различны:

  «Вначале сотворил Бог небо и землю.
  2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
  3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
  5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
  6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
  7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды которая над твердью. И стало так.
  8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, им было утро: день вторый.
  9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так».

  Быт. 1, 1-9.

  «9. Есть десять эманаций числа из Ничего:
  1-я. Дух живого Элохима, многократно Благословенного Элохима. Его Голос, Его Дух, Его Слово составляют Святой Дух.
  2-я. Он сотворил воздух из духа, и в воздухе Он сотворили установил двадцать две буквы и звука. Три из них были основными или «матерями», семь были двойными и двенадцать – простыми, но дух был первее и выше их всех.
  3-я. Изначальную воду Он извлек из воздуха. Он образовал двадцать две буквы и вылепил их из глины, сделав из них границу, поставив их, как стену и положил их, как оборонительный вал. И посыпал Он на них снег, и они стали землей, потому как написано: «Ибо снегу Он говорит: будь на земле» (Иов гл. 37.6).
  4-я. Огонь (Эфир) Он извлек из воды. Он сотворил и установил Трон Славы. Он сделал Серафимов, Офанимов и Священных Живых Созданий (херувимов?) как своих ангелов-помощников. И из этих трех Он образовал Свое окружение, ведь написано: «Кто сделал Своих духов-ангелов, тот управляет огненным пламенем» (Псалмы, 4).
  5-я. Он выбрал три согласных (I, H, V,) из простых букв – тайна, относящаяся к трем матерям, или первым элементам (в оригинале еврейские буквы) (A, M, Sh): воздуху, воде и огню (Эфиру). Он запечатал их духом Своим и образовал из них Великое Имя, и тем самым запечатал вселенную в шести направлениях. Он обратился вверх и запечатал его (в оригинале еврейские буквы) (I, H. V).
  6-я. Он обратился вниз и запечатал бездну с (в оригинале еврейские буквы) (H, I, V).
  7-я. Он обратился вперед и запечатал Восток с (в оригинале еврейские буквы) (V, I, H).
  8-я. Он обратился назад и запечатал Запад с (в оригинале еврейские буквы) (V, H, I).
  9-я. Он обратился направо и запечатал Юг с (в оригинале еврейские буквы) (I, V, H).
  10-я. Он обратился налево и запечатал Север с (в оригинале еврейские буквы) (H, V, I). Примечание. Этот порядок букв Великого Имени принадлежит преподобному доктору Калишу.
  10. Таковы десять невыразимых сущностей из Ничего: из духа Живого Бога изошел воздух, из воздуха – вода, из воды – огонь (эфир), из огня – высота и глубина, Восток и Запад, Север и Юг».

Комментарий

  Одним из интересных моментов в описании десяти сефирот как последовательных эманаций божественного слова является появление «четвертого элемента» в каббалистической космологии. Как было сказано выше, количество трех первоэлементов (воздух, вода, огонь) определяется числом букв иврита. Т.е. двенадцать букв ушло под знаки зодиака, семь под планеты и осталось только три буквы для первоэлементов. Если бы букв в иврите было бы 23, то тогда бы все проблемы были решены. Поэтому еврейским мудрецам пришлось пойти на некоторые издержки при составлении своей космологии. Главным неудобством было то, что при описании свойств десяти сефирот не хватало одного элемента. Десять сефирот - в них должно было, уместится три первоэлемента и шесть пространственных векторов. Итого девять. Выход был найден просто. Был введен новый элемент – дух, который был «первее» и выше их всех. Получилось десять. Здесь следует остановиться несколько подробнее. Упоминание духа как первой сефиры является не только дополнительным элементом, но и слабым отголоском важнейшего для пифагорейцев учения о Мировой Душе. Вообще понятие души как божественной, так и человеческой в Сефер Ецира довольно необычное. Если Божественному Духу отводится творящая роль в космологии, то человеческая душа в ней фактически отсутствует. На это следует обратить особое внимание. Получается, что все сотворенное Богом создано с помощью Духа и каббала на данном этапе своего развития не делает различия между человеком и окружающим миром. Объяснить сей факт не так сложно. Иудаизм в своей основе зиждется на учении Моисея, изложенном в Торе. Само это учение сводится к простому постулату: евреи избранный Богом народ, Бог дал своему народу Закон, любое невыполнение Закона карается Богом, народ живущий по Закону получает различные блага в своей земной жизни. В религиозном учении, описанном в Торе нет ни одного намека на то, что после смерти человеческая душа продолжает жить после смерти тела. Т.е. отсутствует догмат о бессмертии человеческой души и соответственно никакой другой жизни кроме земной (материальной) просто нет. Это объясняет многое. Мир создан из ничего – смерть возврат назад в ничто. Поэтому еврейские каббалисты не упомянули в своей космологии человеческую душу, возможно, посчитав, ее просто ненужным элементом пифагорейской философии… Можно конечно привести и другое объяснение, а именно, что в Сефер Ецира изложено только описание Адама Кадмона – прообраза человека. Однако это не снимает вопроса о человеческой душе в каббале.
  Проблема отсутствия одного элемента оказалась существенной. Пифагорейцы использовали в своей космологии четыре элемента – огонь, воздух, воду и землю. Поэтому использование трех элементов нарушало всю картину. Однако еврейских мудрецов смутить подобная мелочь не могла и они ее просто «не заметили». Весь дальнейший порядок элементов очень похож на тот, что изложен в философском учении греческого натурфилософа Анаксимена (585 - 525 до Р.Х.). Можно сравнить:
  «8 Гермий Irris 7 (D 653) Но лишь только я подумаю, что обладаю прочным учением, как уже Анаксимен громко возражает: «послушай же, чему я учу. Все есть воздух. Сгущаясь и уплотняясь, он становится водой и землей, а разряжаясь и разжижаясь, он становится эфиром и огнем; возвратившись же к своей собственной природе, он – воздух, разрядившийся и сгустившийся, он изменяется» (перестает быть чистым воздухом) говорит Анаксимен».
   «9 Цицерон Acad II 37, 118 (после Анаксимандра) ученик его Анаксимен (говорил), что воздух бесконечен, а то, что из него возникает, конечно: возникает же (из него) земля, вода, огонь, а уж из них (образуется) все (остальное)».

  Досократики Харвест, 1999 стр. 126-127

  Сходство очень большое. Особенно показателен следующий момент:

  Изначальную воду Он извлек из воздуха. Он образовал двадцать две буквы и вылепил их из глины, сделав из них границу, поставив их, как стену и положил их, как оборонительный вал. И посыпал Он на них снег, и они стали землей, потому как написано: «Ибо снегу Он говорит: будь на земле» (Иов гл. 37.6)».

  Вот и еще раз вскользь появился «четвертый элемент» теперь уже как земля, на которую у еврейских мудрецов не хватило букв иврита. Все последующие рассуждения о шести направлениях запечатанных – читай созданных именем Бога лишь искаженное отражение пифагорейских соответствий чисел и геометрического пространства.

Глава 2

  «1. Есть двадцать две основные буквы (и звука). Три из них являются первыми элементами (вода, воздух, огонь), началами или матерями; семь из них - двойные буквы и двенадцать – простые. Три первые буквы (в оригинале еврейские буквы) Sh M A имеют в своем основании равновесие. На одном конце шкалы - добродетели, на другом - пороки, и они уравновешены языком. Из первых основных букв буквы (в оригинале еврейские буквы) M – немой звук, воде подобный, (в оригинале еврейские буквы) Sh шипит, как огонь, и (в оригинале еврейские буквы) A – примиряющее дыхание между ними.
  2. Двадцать две основные буквы были рассчитаны, сформированы и определены Творцом. Он собрал их, взвесил и сочетал друг с другом, создав из них все сущее и все то, что еще будет.
  3. Эти двадцать две буквы образуются голосом и выдыхаются в воздух. Эти звуки произносятся пятью различными частями человеческого рта: гортанные (в оригинале еврейские буквы), небные (в оригинале еврейские буквы), язычные (в оригинале еврейские буквы), зубные (в оригинале еврейские буквы), губные (в оригинале еврейские буквы).
  4. Он разместил двадцать две буквы в кольцо (сферу), подобно стене с 231 воротами, и повернул эту сферу вперед и назад. Повернутая вперед сфера означает добро, повернутая обратно – зло. Три буквы могут служить иллюстрацией. Нет ничего лучше, чем (в оригинале еврейские буквы) ONG – радость, и нет ничего хуже, чем (в оригинале еврейские буквы) NGO – чума (печаль).
  5. Как все это было устроено? Он собрал, взвесил и изменил букву(в оригинале еврейские буквы) А со всеми остальными буквами в последовательности, и далее все другие буквы опять с (в оригинале еврейские буквы) , и то же самое с буквой (в оригинале еврейские буквы) В, и так со всеми остальными буквами. Отсюда следует, что есть двести тридцать одно образование, или ворота, через которые появляются буквы. Каждое создание и каждый язык происходит от Одного Имени и комбинации его букв.
  6. Он создал реальность из Ничего. Он вызвал несуществующие сущности к существованию и высек огромные столбы из неосязаемого воздуха. Это показано на примере комбинирования буквы (в оригинале еврейские буквы) А со всеми остальными буквами и всех остальных букв с буквой (в оригинале еврейские буквы) А. Произнося, Он творил создания и слова силой Одного Имени. Как иллюстрацию рассмотрим двадцать две элементарные субстанции из примитивной субстанции (в оригинале еврейские буквы) А. Получение каждого создания из 22 букв есть доказательство того, что они являются на самом деле двадцатью двумя частями живого тела».

Комментарий

  Одним из основополагающих принципов существования мира пифагорейцы считали гармонию. В самом деле, как противоположные и разнородные начала могли бы сформировать Вселенную, если бы не существовало высшего закона, согласующего между собой все противоположности в гармонии (мере сущего). Поэтому появление рассуждений о равновесии (гармоничном сочетании) трех «матерей» воды огня и воздуха в Сефер Ецира легко объяснимо.
  Еще одним слабым эхом греческой философии в Сефер Ецира можно считать космологическую картину Платона изложенную в диалоге Тимей. Сложно утверждать, что возвышенная космология Платона на которую, безусловно, оказали влияние пифагорейцы нашла свое отражение в этом каббалистическом тексте (уж больно она исковеркана), но некоторые «технические» моменты похожи:

  «...бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил он ее вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею, силой принудив не поддающуюся смешению природу иного к сопряжению с тождественным.
  Слив их таким образом при участии сущности и сделав из трех одно, он это целое в свою очередь разделил на нужное число частей, каждая из которых являла собою смесь тождественного, иного и сущности. Делить же он начал следующим образом: прежде всего отнял от целого одну долю, затем вторую, вдвое большую, третью - в полтора раза больше второй и в три раза больше первой, четвертую - вдвое больше второй, пятую - втрое больше третьей, шестую - с в восемь раз больше первой, а седьмую - больше первой в двадцать семь раз.
  После этого он стал заполнять образовавшиеся двойные и тройные промежутки, отсекая от той же смеси все новые доли и помещая их между прежними долями таким образом, чтобы в каждом промежутке было по два средних члена, из которых один превышал бы меньший из крайних членов на такую же его часть, на какую часть превышал бы его больший, а другой превышал бы меньший крайний член и уступал большему на одинаковое число. Благодаря этим скрепам возникли новые промежутки, внутри прежних промежутков. Тогда он заполнил все промежутки, оставляя от каждого промежутка частицу такой протяженности, чтобы числа, разделенные этими оставшимися промежутками, всякий раз относились друг к другу как 256 к 243. При этом смесь, от которой бог брал упомянутые доли, была истрачена до конца.
  Затем, рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, с заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения. После этого он принудил их единообразно и в одном и том же место двигаться по кругу, причем сделал один из кругов внешним, а другой - внутренним. Внешнее вращение он нарек природой тождественного, а внутреннее - природой иного. Круг тождественного он заставил вращаться слева направо, вдоль стороны [прямоугольника], а круг иного - справа налево, вдоль диагонали [того же прямоугольника], но перевес он даровал движению тождественного и подобного, ибо оставил его единым и неделимым, в то время как внутреннее движение шестикратно разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных промежутков, а тех и других было по три. Вращаться этим кругам он определил в противоположных друг другу направлениях, притом так, чтобы скорость у трех кругов была одинаковая, а у остальных четырех - неодинаковая сравнительно друг с другом и с теми тремя, однако отмеренная в правильном соотношении».

  Платон Тимей источник http://philosophy.allru.net/perv240.html

  Кроме того рассуждения о едином живом теле из 22 частей также похожи на изложенные в Тимее:

  «Ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом».

  Платон Тимей источник http://philosophy.allru.net/perv240.html

Глава 3

   «1. Первые три элемента (материнские буквы Sh M A) напоминают весы, на одной чаше – добродетели, на другой - пороки, и язык уравновешивает их.
  2. Это три матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A заключают в себе великую, удивительную и неизвестную тайну, запечатанную шестью крыльями (или элементарными окружностями): бинарными (активные и пассивные) воздухом, водой, огнем. Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M Aпородили Отцов (прародителей), и те дали начало поколениям.
  3. Бог вызвал и установил три Матери, (в оригинале еврейские буквы) Sh M A, сочетал, взвесил и перемешал их образовав ими три Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A во Вселенной, в году, в человеке (мужчине и женщине).
  4. Три Матери во Вселенной (в оригинале еврейские буквы) Sh M A таковы: воздух, вода, огонь. Небеса были созданы из первозданного огня (или эфира) (в оригинале еврейские буквы) Sh; земля, объемлющая моря и сушу, - из первозданной воды (в оригинале еврейские буквы) M; и атмосферный воздух – из воздуха первозданного, или духа (в оригинале еврейские буквы) A, которые установил между ними равновесие. Так появились все вещи».

Комментарий

  Все изложенное в этой части текста является повторением уже сказанного выше. Поэтому в особом комментарии не нуждается.

  «5 Три Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A делают каждый год тепло, холод и умеренную погоду. Тепло идет - от огня, холод - от воды, а умеренность - из воздуха, который есть равновесие между ними.
  6. Три Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A сделали в человеке (мужчине и женщине) грудь, живот и голову. Голову - из огня (в оригинале еврейские буквы) Sh, живот - из воды (в оригинале еврейские буквы) M и грудь (грудная клетка) - из воздуха (в оригинале еврейские буквы) A, который приводит их в равновесие.
  7. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) A господствовать в первозданном воздухе, царствовать в нем и, сочетав ее с двумя другими, запечатал воздух во Вселенной, умеренную погоду – в году, и грудь – в человеке (мужчине и женщине).
  8. Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) M господствовать в первозданной воде, царствовать в ней и сочетав ее с двумя другими, запечатал землю во Вселенной (включая сушу и море), холод – в году, и живот - в человеке (мужчине и женщине).
  9. Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) Sh господствовать в первозданном огне, увенчивать его, и сочетав с двумя другими буквами, запечатал небеса во Вселенной, тепло – в году, и голову – в человеке (мужчине и женщине)».

Комментарий

  На каббалистическом строении человека нужно остановится подробнее. Как видно три «матери» дали человеку голову, чтобы думать, грудь чтобы дышать и живот дабы переваривать пищу. Чего не хватает полноценному человеку и что, еврейские каббалисты посчитали лишним? - Естественно человеческую бессмертную душу. Но об этом уже было сказано ранее. С погодой тоже вышло нескладно. Вместо весны, лета, осени и зимы из-за отсутствия четвертого элемента им пришлось использовать общие представления о климатических изменениях – жару, холод и умеренную погоду. Получилась весьма неудачная конструкция.

Глава 4

  1. Семь двойных букв (в оригинале еврейские буквы) B, G, D, K, P, R, Th служат образцами мягкости и твердости силы и слабости.
  2. Семь двойных букв символизируют мудрость, богатство, плодородие, жизнь, силу, мир, покой и милосердие.
  3. Семь двойных букв означают также противоположности, свойственные человеческой жизни. Противоположность мудрости есть глупость, богатству – бедность, плодородию – бесплодие, жизни – смерть, силе – подчинение, миру – война, красоте – бесформенность.
  4. Семь двойных букв указывают шесть измерений (высоту, глубину, Восток, Запад, Север и Юг) и Священный Храм в центре, который поддерживает их всех.
  5. Двойных букв семь, а не шесть, они в числе семь, а не восемь; поразмысли над этим фактом, углубись в него, раскрой его скрытую тайну и верни Творцу снова Его трон.
  6. Бог задумал, сделал, очистил, взвесил и перемешал семь двойных букв. Он создал из них семь планет во Вселенной, семь дней года, семь ворот чувств в человеке (мужчине и женщине). Из них Он также создал семь небес, семь земель, семь Суббот. Следовательно, Он любит семь больше другого числа в Его чертогах.
  7. Семь планет Вселенной таковы: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Семь дней года – это семь дней недели (возможно, тут имеются в виду семь дней творения). Семь ворот в чувствах человека – это два глаза, два уха, две ноздри и рот.

Комментарий

  Все это не более чем повторение уже сказанного. Внимание здесь следует уделить только астрологическим соответствиям. Хотя все они особой оригинальностью не отличаются. Способ, с помощью которого рассматриваются «двойные» буквы таков же, что и ранее используемый при рассмотрении 10 сефирот.

  «8. Примечание. Преподобный доктор Исидор Калиш, У.У. Уэсткот и «Священные книги и ранняя литература Востока» принимают следующий порядок.
   1-я. Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) B господствовать в мудрости, венчать ее, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Луну во Вселенной, первый день года и правый глаз в человеке (мужчине и женщине).
   2-я Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) G господствовать в богатстве, венчать его, сочетал с другими буквами и образовал из них Марс во Вселенной, второй день года, правое ухо в человеке (мужчине и женщине).
   3-я Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) D господствовать в плодородии, венчать его и сочетал с другими, из них образовал Солнце, третий день в году, правую ноздрю в человеке (мужчине и женщине).
   4-я Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) K господствовать в жизни, венчать ее, сочетал ее с другими и из них образовал Венеру, четвертый день в году и левый глаз в челеовеке (мужчине и женщине).
   5-я Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) P господствовать в силе, венчать ее, сочетал ее с другими и из них образовал Меркурий во Вселенной, пятый день в году и левое ухо в человеке(мужчине и женщине).
   6-я Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) R господствовать в покое, венчать его, сочетал ее с другими и из них образовал Сатурн во вселенной, шестой день в году и левую ноздрю в человеке (мужчине и женщине).
   7-я Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) Th господствовать в милосердии, венчать его, сочетал ее с другими и из них образовал Юпитер, седьмой день в году и рот в человеке (мужчине и женщине).
   9. Семью двойными буквами Он устроил семь земель, семь небес, семь дней, семь континентов и семь морей, семь рек и семь пустынь, семь недель (от Пасхи до Троицы), и посреди них был Его Священный Дворец. Семь лет составляют цикл, и седьмой год – год освобождения, а после семи лет освобождения Юбилей. По этой причине Бог любит семерку больше, чем любую другую вещь под небесами.
   10. Подобным же образом Бог соединил вместе двойные буквы. Из двух камней строится два дома, из трех камней – шесть домов, из четырех – двадцать четыре дома, из пяти – 120 домов, из шести – 720 домов и из семи – 5040 домов. Делай сперва согласно этому порядку и размышляй о дальнейшем порядке до того, как рот произнесет, а ухо услышит».

Комментарий

  Данная система соответствий представляет определенный интерес. Одним из ее необычных элементов является отличное от классической системы соотношения дней недели, планет и соответствий.
  Понедельник Луна
  Вторник Марс
  Среда Солнце вместо Меркурия
  Четверг Венера вместо Юпитера
  Пятница Меркурий вместо Венеры
  Суббота Сатурн
  Воскресенье Юпитер вместо Солнца

  Разгадка подобного диссонанса довольно проста. Классическое изображение планет расставленных по вершинам семиугольной звезды даст ответ на этот парадокс. Этот символ в астрологии используется при определении господствующей планеты для любого дня и часа недели. Если астрологи определяют планету для дня недели, следуя вдоль линии звезды, то каббалисты проведя один вектор от Луны до Марса, дальше двинулись своим путем, а именно от Марса против часовой стрелки по кругу. Как видно и здесь еврейские мудрецы пошли проторенной дорогой как всегда исказив образец используемый для подражания. Теперь посмотрим, почему это было сделано. Папюс в своей работе «Каббала» считает, что это просто загадка, с помощью которой автор Сефер Ецира испытывал ум своих читателей. Но не все так просто. Авторы каббалистической космологии, копируя и компилируя «свое» учение ставили перед собой конкретные задачи. Одной из этих задач было сказать «новое слово» в астрологии. Поэтому вся каббалистическая система астрологических соответствий так сильно отличается от «классической».

Глава 5

  1. Двенадцать простых букв (в оригинале еврейские буквы) H, V, Z, Ch, T, I, L, N, S, O, Tz, Q символизируют двенадцать фундаментальных свойств: речь, мысль, движение, зрение, слух, работу, совокупление, запах, сон, гнев, вкус (или глотание), радость.
  2. Простые буквы соответствуют двенадцати направлениям: восточная высота, северо-восток, восточная глубина, южная высота, юго-восток, южная глубина, западная высота, юго-запад, западная глубина, северная высота, северо-запад, северная глубина. Они устремляют в бесконечность и представляют руки вселенной.
  3. После того как эти простые буквы были задуманы, определенны, взвешены и перемешаны Богом, Он образовал из них двенадцать знаков Зодиака во вселенной, двенадцать месяцев в году и двенадцать главных органов в теле человеке (мужчины и женщины).
  4. Знаки Зодиака таковы: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Месяцы в году таковы: Нисан, Ижар, Сиван, Таммуз, Аб, Эул, Тишри, Марчешван, Кислев, Тебет, Себат и Адар. Органы человеческого тела таковы: две руки, две ноги, две почки, желчный пузырь, тонкий кишечник, печень, пищевод, желудок и селезенка.
  5. Примечание: в следующих двенадцати строфах приводится порядок свойств согласно Курту Стерлингу.
  1-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) H господствовать в речи, венчать ее, сочетал ее с другими и из них образовал созвездие Овен (Баран) во Вселенной, месяц Нисан в году и правую ногу человека (мужчины и женщины).
  2-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) V господствовать в мысли, венчать ее, сочетал ее с другими буквами и образовал из них созвездие Тельца во Вселенной, месяц Иджар и правую почку в теле человека (мужчины и женщины).
  3-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Z господствовать в движении, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Близнецов, месяц Сиван в году и левую ногу человека (мужчины и женщины).
  4-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Ch господствовать в зрении, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Рака во Вселенной, месяц Таммуз и правую руку человека (мужчины и женщины).
  5-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) T господствовать в слухе, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Льва во Вселенной, месяц Аб в году и левую почку в теле человека (мужчины и женщины).
  6-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) I господствовать в работе, венчать ее, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Деву во Вселенной, месяц Элул в году и левую руку человека (мужчины и женщины).
  7-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) L господствовать в соитии, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Весы во Вселенной, месяц Тишри в году и желчный пузырь в теле человека (мужчины и женщины).
  8-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) N господствовать в обонянии, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Скорпиона во Вселено, месяц Марчешван в году и тонкий кишечник в теле человека (мужчины и женщины).
  9-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) S господствовать во сне, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Стрельца, месяц Кислев и желудок в теле человека (мужчины и женщины).
  10-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) O господствовать во гневе, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Козерога во Вселенной, месяц Тебет и печень в теле человека (мужчины и женщины).
  11-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Tz господствовать в осязании, венчать его, сочетал с другими буквами и образовал из них Водолея, месяц Себат и пищевод в теле человека (мужчины и женщины).
  12-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Q господствовать в радости, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Рыб во Вселенной, месяц Адар и селезенку в теле человека (мужчины и женщины).
  6. Он заложил в них противоречие, разделил их на отделения и выстроил из них как бы стену. Он вооружил их и направил войной друг на друга. (Элохим делал подобное в других сферах).

Комментарий

  Астрологические соответствия используемые в данной части текста особого интереса не представляют. Но на одном моменте можно остановится. Первое, что сразу привлекает внимание это то, что и здесь еврейские мудрецы проявили большую оригинальность в рассмотрении того, какая часть человеческого тела соотнесена с каким знаком зодиака. В «классической астрологии» человеческое тело связано со знаками зодиака начиная с Овна – голова и сверху вниз по порядку знаков зодиака. В каббале все даже не наоборот.

Глава 6

   1. Есть основные, первые элементы или матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A, эманациями которых являются три отца (прародители) – первозданные (духовные) воздух, вода и огонь, - из которых произошли семь планет (небеса) с их ангелами и двенадцать наклонных точек Зодиака.
   2. Доказательством этого служат три верных свидетеля: вселенная, год и человек. Есть двенадцать, равновесие и семь. Сверху – Дракон, снизу – мир и в середине сердце человека и во всем – Бог, который управляет всеми ими.
   3. Первые элементы – это воздух, вода и огонь; огонь - сверху, вода – снизу, а дыхание воздуха уравновешивает их. Важно, что огонь несет воду. Буква (в оригинале еврейские буквы) M нема; (в оригинале еврейские буквы) Sh шипит, подобно огню; между ними находится (в оригинале еврейские буквы) A, дыхание воздуха, примиряющее их.

Комментарий

  Особо останавливаться на этой части текста не было бы смысла т.к. это повторение уже изложенного далее если бы не один момент. В этом кратком перечислении основных космологических процессов отсутствует упоминание сефирот. Это не случайно. В предисловии было сказано, что Сефер Ецира составлен из нескольких вариантов. Шестая глава это просто иная версия творения позже подогнанная под общий текст.
  4. Дракон (Тали) во вселенной подобен царю на троне; небесные сферы в году подобны царю в империи; сердце в теле человека подобно царю в битве.
  5. Бог установил противоположности: добро против зла и зло против добра. Добро идет от добра, зло от зла. Добро очищает зло, а зло – добро. Добро сохроняется для добра, а зло для зла.
  6. Существуют три отдельных состояния: положительное (наполненное добром) и отрицательное (наполненное злом); а третья – равновесие между ними.
  7. Семь разделены на три против трех, и одна между ними (равновесие). Двенадцать находятся в борьбе: три - в любви, три – в ненависти, три – жизнь дарующие, три – разрушители.
  8. Три, что в любви, - это сердце и два уха; три, что в ненависти, - это печень, язык и желчный пузырь; три жизнь дающих – это две ноздри и селезенка; три разрушителя – это рот и два нижних отверстия у человека. И над всем господствует Бог, истинный царь, из своего святого обиталища во всей вечности. Бог есть один над тремя, три над семью, семь над двенадцатью, и все же они тесно связанны друг с другом.
  9. Есть двадцать две буквы, которыми Я ЕСТЬ (YAH), Повелитель Ангелов, Всемогущий и Вечный, устроил и создал тремя Серафимами (Числа,Буквы и Звуки) Свою вселенную и сделал через них все живые существа и все то, что появится в будущем.
  10. Когда Патриарх Авраам постиг великие истины, размыслил над ними и понял их совершенно, тогда явился ему Творец Вселенной (Тетраграмматон) назвал его своим другом, поцеловал его в лоб и дал два завета: завет языка (духовный) и завет обрезания (материальный) – и сказал ему: «Прежде нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя» (Иеремия 1, 5). Авраам свялал дух двадцати двух букв (Тора) своим языком, и Бог открыл ему секреты их. Бог позволил буквам растворится в воде, Он сжег их на огне, развеял по ветру. Он распределил их среди семи планет и отдал двенадцати знакам Зодиака.

Комментарий

  Как было сказано выше шестая глава это другая космологическая версия подогнанная позже под весь текст. Дуализм основных первоначал добра и зла, любви и ненависти позволяет понять, какое учение было описано в первоначальном варианте, взятом позже в качестве шестой главы. Это учение греческого философа Эмпедокла. В его учении близком с учением Пифагора двумя основными категориями выступают две силы: Вражда и Любовь. Мир возникает только при их совместном действии. Из этих двух начал возникают стихии – огонь, воздух, вода и земля. Диалектика «семи» и «двенадцати» возникает именно из этих рассуждений. Все последующие сказки о Аврааме и т.п. в комментарии не нуждаются.

Алхимия, каббала и таро Основная Обратная сторона каббалы

Hosted by uCoz