Алхимия каббала и таро
На форуме было несколько реплик относительно карт таро и их связи с каббалой и алхимией. Тема интересная, но, к сожалению вокруг нее сложилось столько мифов, что очень не многие, знают реальную историю карт таро. Фактически первоначально карты таро не имели ни какого отношения, ни к алхимии, ни к каббале. Хотя конечно, проще поверить в красивую сказку о оккультных корнях таро, повторенную многими оккультистами, чем попытаться разобраться в этой истории самостоятельно. Но тем не менее для тех кто с возмущением интересовался каббалистическими и алхимическими корнями таро лучше ознакомится с весьма интересной статьей Галины Бедненко. Оригинал находится здесь. Позже тема будет продолжена.
Галина Бедненко Возникновение карт Таро
странным образом окутывается тайнами, несмотря на то, что история в общем и
целом довольно ясна. По крайней мере известны приблизительно время (до декады) и
место возникновения общего символического ряда, изображенного на картонных
карточках и использующегося ныне в гадании. Хотя, конечно, оккультистам 18-19
века было приятно и полезно напустить дыма и окутать завесой тайн карты Таро -
так было легче связать символы с другими мистическими символическими системами.
Карты Таро (Фигурные карты и Младшие Арканы) безусловно связаны
с игральными картами, используемыми и ныне. Игральные карты появились в Европе
где-то около 1375 года, являясь новинкой, завезенной из исламского мира.
Мусульманская Испания играла тогда роль посредника между исламской культурой и
христианской. Начиная с 1377 года в официальных документах и духовных
проповедях, запрещающих или осуждающих азартные развлечения, появляются
упоминания о карточных играх. Что до символических карт Таро (называемых позже Старшими
Арканами), то о них ничего не известно вплоть до 1420-х (к этому времени
относятся упоминания о неких символических картах с изображениями животных), а
скорее до 1440-х гг. Тогда символические карты становятся излюбленным
развлечением при дворах итальянских владык. В 1450 новоиспеченный миланский
герцог Франческо Сфорца написал письмо одному из своих подчиненных, дав ему в
качестве особого задания закупить несколько пачек (тогда еще не колод)
символических карт. В этом письме он различает игральные карты и символические
("козырные"), желая закупить простые игральные, коль порученец не найдет
символических. Таким образом, типы карт хоть и различались, но все же
использовались скорее для одного - развлечения. (В случае использования карт в
"эзотерических" целях, герцог повелел бы закупить взамен тоже что-нибудь
"оккультное", а не игральные карты.) Так и сейчас есть карты "игральные" со всем
известными мастями, а есть чисто символические с покемонами, героинями Silver
Moon, царями и царицами, даже колоды для особой игры Magic theGathering. Также
это поручение говорит нам о том, что символические карты были обычным товаром, а
не предметом искусства, воплощением мистических опытов и предметом, доступным
лишь избранным. Таким образом в конце 14 - начале 15 века Европа узнала
игральные карты, а в северной Италии - Милане и Ферраре - появились карты
символические. (Пытливый исследователь найдет в символах Старших Арканов
излюбленные образы Итальянского Возрождения: Фокусника, Папу, Императора, Колесо
Фортуны, Дьявола, Луну и Солнце…) Так и самые старые символические карты дошли
до нас от времени правления герцога Миланского Филиппо Мария Висконти
(1412-1447). Это колода Висконти-Сфорцца, датируемая 1428-м годом. Она была
изготовлена известным художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти
с Франческо Сфорцца. На картах этой колоды нет не только букв еврейского
алфавита или астрологических символов, но и названий карт и номеров. Это говорит
нам о том, что во-первых, не было установленного порядка карт в колоде,
во-вторых, что изображения были легко узнаваемы человеком того времени и
социального слоя, так что не требовалось пояснений. Существовали колоды с
изображениями античных божеств как аллегорий или как астрологических символов
(Амур, Бахус, Луна, Солнце, Венера, Сатурн, Юпитер). Встречаются олицетворения
наук (Грамматика, Логика, Риторика, Геометрия, Математика, Музыка, Поэзия,
Философия, Астрология, Теология) и покровители искусств (Урания, Хиромантия,
Талия, Мельпомена, Полимния, Аполлон), социальные символы (кавалер, торговец,
папа, ремесленник, император, нищий), общие знаковые понятия, важные для
образованных людей того времени (Слон, Гидра), города (Рим, Каир). Все дошедшие до нас карты 15 века происходят из государств
Италии: Милана, Болоньи, Венеции, Феррары и Флоренции. В начале 16 века карты
распространились во Франции. Где-то в 1530-е гг. появляется слово "тарокки". Это
слово относится к игре с обычными игральными картами (будущими Младшими
Арканами) и символическими (будущими Старшими Арканами). Символические карты
играют при этом роль "козырей". Этимология слова, впрочем, не выяснена. На самом деле неизвестно, какие еще цели, кроме
развлекательным, мог преследовать художник, составивший набор из 22-х
символических карт. Может быть он и был тайным мистиком или оккультистом,
воплотившим какую-то доктрину в своем произведении. А может быть и нет. В то
время существовали и другие наборы символических карт. Так или иначе, этот набор выдержал испытание временем и в наши
дни архетипический ряд Старших Арканов Таро является сложившейся символической
структурой, работающим инструментом для гаданий, медитаций и даже психоанализа.
Карты Таро пришли к нам из Египта или Индии, от суфиев,
катаров, каббалистов или мусульман, но истинное происхождение их покрыто завесой
тайны.История карт Таро: правда и
вымысел
Заблуждение №1:
Символические карты - предтечи карт Таро - появились в северной Италии в 15 веке. Первые экземпляры - раскрашенные вручную листочки плотной бумаги, использовавшиеся для развлечения при дворах знати.
Слово "Таро" произошло от египетского, иврита или латыни; это анаграмма; оно содержит в себе тайну самой сути этих карт.
Первоначально появилось итальянское название "тарокки" ("тарокко"). Оно означало колоду (и игру), состоящую из обычных игральных карт с четырьмя мастями и карт символических. В Германии игру называли "тарок", во Франции - тарО. В любом случае это название возникает через лет 100 после появления самих карт.
Цыгане принесли Таро в Европу из Индии или Египта.
Эта идея была популяризирована в 19 веке Папюсом вне всяких исторических обоснований. Большинство цыганок традиционно гадали по руке, начали гадать на обычных игральных картах лишь в 20 веке, а к Таро вообще отношения не имели.
Обычная игральная колода из 52 карт произошла от Младших Арканов карт Таро. От Старших арканов остался лишь Шут - Джокер.
Игральные карты пришли в Европу из исламских государств, возможно из мусульманской Испании. Они быстро распространились по городам Европы в конце 14 века. Первые карты имели масти чаш, мечей, монет и палок (европейцы сделали их жезлами или посохами). Фигурные карты составляли король и два его вассала. Таро добавило Дурака, "козыри" и королев к этой системе. Около 1480 года французы превратили обычные уже масти в черви (сердца), трефы (палки), пики и бубны (алмазы). Первоначальные масти есть в итальянских и испанских колодах.
Джокер появился впервые в Соединенных Штатах около 1857 года, как дурная карта в покере и высший козырь в юкере (тоже такая карточная игра). Непохоже, чтобы он вел свое происхождение от Шута карт Таро. Хотя символ налицо.
Элифас Леви первым приписал картам Таро буквы еврейского алфавита в 1835 году.
Граф де Мелле первым соотнес карты Таро и буквы еврейского алфавита в 1781 году, написав статью для графа де Жебелена в его "Первобытный Мир" (Le Monde Primitif). Последний развил эту идею в собственном сочинении.
Преследователем Таро оказалась Церковь, как Католическая, так и Протестантская. Обе запрещали карты и те, кто ими пользовался были приравнены к еретикам и пособникам дьявола.
Таро ни разу не было объявлено инструментом ереси. Многие издатели карт занимались публикацией как игральных карт, так и символических карт религиозного содержания. Игральные карты иногда запрещались наряду с другими азартными играми. Таро в отдельную группу не выделялись. После Реформации в протестантских землях стали непринятыми карты Таро "Папа" и "Папесса", и их стали называть по-иному.
Карты Таро изначально использовались для прорицания, магии, обучения оккультным доктринам и пр.
Письменные источники говорят нам о том, что Таро чаще всего использовалось для игры, схожей с бриджем. Игра была популярна по всей Европе на протяжении нескольких столетий, и по сей день в нее играют во Франции. Поэты также использовали названия символических карт для создания приукрашенных стихотворных портретов придворных дам - жанр назывался "tarocchi appropriati". Также эти карты вполне могли использоваться и для других нужд. В 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не было вплоть до 18 века.
Карты Таро не использовались для гаданий до Эттейлы и де Жебелена, то есть примерно до 1781 года.
Карты Таро использовались с 16 века для стихотворного описания черт характера (tarocchi appropriati). Сохранились упоминания об использовании карт Таро для предсказаний в Болонье, около 1700 г. Но и обычные игральные карты иногда ассоциировались с гаданиями, потому нет никаких причин, чтобы Таро не использовались в этих же целях. Начиная с сочинений Эттейлы 1790-х гг. Таро и его колода уже прочно ассоциируются с мантикой.
В оригинальном Таро нет ни тени алхимической или герметической символики.
Это открытая тема. Помимо того, что символы карт Таро представляли собой важные архетипы культуры Итальянского Ренессанса, они могли быть специально насыщены мистическим смыслом (возможно, в некоторых колодах). Все-таки Итальянское Возрождение было временем возросшего интереса к тайным наукам античности, неоплатонизму, астрологии, пифагорейской философии. Вполне возможно, что отдельные мастера и вкладывали особый мистический смысл в символику тех или иных колод символических карт. Вспомним, что магические науки в то время преподавали в университете в Саламанке, а астрологию изучали и в Кракове.
Карты Таро были принесены в Европу тамплиерами с Востока. Они же и несут символику этой христианской ереси. Доказательством тому - присутствие карты Дьявола и отсутствие карты Иисуса Христа.
Игральные карты действительно были привезены в Европу из мусульманского мира (который тогда был и на Западе - в Испании). Но ничего особенно тамплиерского в символике Таро нет. Фигура Дьявола была обычной для обще-христианской иконографии. В то время как фигуры Христа, Бога - Отца или Богоматери являлись сакральными символами, непригодными для игр (Как вы себе это представляете: "Бью Вашего Христа!", "А на вашего Бога-Отца - у нас Любоффь имеется", "Бьем Деву Марию Рыцарем с Пиками"?)
Карты Таро всегда были столпом западной оккультной традиции.
Карты Таро стали столпом западной оккультной традиции с легкой руки графов - французов Жебелена и Мелле в 1781 году.
Карты Таро ведут свое происхождение из Египта и с тех пор стали частью западной оккультной традиции.
Эттейла первым придумал идею египетского происхождения карт Таро. Ему принадлежит видение египетских золотых скрижалей т.н. Старших Арканов. Он и свою колоду старался рисовать "под Египет". Отсюда пошли в колоды последователей сфинксы (в карте "Колесница"), например. Ничего истинного в этом нет - просто тогда начиналась мода на Египет (прерванная Французской революцией, но возобновившаяся с походом Наполеона в Египет.)
П. Христиан в своей "Истории магии" описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, схожие с картами Таро: "Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга. Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца."
Истинная суть карт Таро была знакома и потому заново открыта великими деятелями (Э.Леви, Папюсом, Кроули, Уэйтом и др.).
На рубеже 20 века сформировались т.н. "французская" оккультная традиция Таро (Элифас Леви и его последователи) и "английская" (выходцы Ордена Золотой Зари - Маттерс, Кроули, Уэйт). Трактовки и смысловые системы этих традиций были сформулированы и имели особенный смысл в рамках их узких орденских традиций. Для непосвященного (в хорошем смысле слова) человека карты, напичканные многочисленными символами оказывались отягощенными смыслами других, чуждых систем.
Слово "Таро" надо писать заглавными буквами "ТАРО"
По нормам русского языка название можно писать с заглавной буквы, но поскольку "Таро" - это не аббревиатура, то писать все слово заглавными буквами не стоит.
Статьи Tom Tadfor Little на сайте "The Hermitage"
© Бедненко Г.Б., 2003
Данная статья является авторской.
По
вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.